Добавлено: Пн Фев 15, 2010 2:10 pm Заголовок сообщения: Круговая Псалтирь - вопрос к священникам.
Дорогие отцы, хотелось бы знать ваше мнение по одному вопросу.
Есть такое мероприятие - ежегодное чтение в Великий пост, так называемой, круговой Псалтири.
Собирается группа из 20 человек, между ними распределяются кафизмы таким образом, что в день эта молитвенная группа прочитывает всю Псалтирь. А за пост каждый человек прочитывает Псалтирь дважды, так как ему за 40 дней выпадает каждая кафизма по два раза.
Далее. К чтению кафизмы присоединяется молитва за участников группы и тех людей, о которых они пожелали просить (болеющие родственники, заблуждающиеся и т.д.)
Итак, вопрос.
Одной верующей женщиной было высказано мнение:
"Я без благословения не взялась бы за такое. Псалтырь - это почти вычит, сильнейшее орудие борьбы с бесами. Я ее читаю только за самых близких, иначе сразу нападения страшные".
Насколько это адекватный взгляд на Псалтирь и молитвы за незнакомых людей?
//Что касается моих мыслей, то я всегда думала:
1. Псалтирь - это сборник прекрасных молитв, прежде всего. Отличное, рекомендованное многими святыми, средство от уныния. Сравнивать Псалтирь по силе с вычитом - это более чем странно. Я нигде не встречала такого мнения. Тем паче, что такой взгляд приводит к вопросу о формальной силе молитвы: Псалтирь сильнее, чем молитва Господня "Отче наш"? Чем та же молитва "Да воскреснет Бог.." (весьма активно настроенная против бесов)?
2. Очень часто в жж да и по жизни встречаются просьбы друзей помолиться за маму/папу/дедушку/подружку/больного ребенка и т.д. Большинство читателей охотно откликаются и на какое-то время включают в свой помянник этого человека. Разумеется, обычно люди не просят молиться за самоубийц, убийц и т.д. И достаточно логично, что, в любом случае, после молитвы за кого-то принято добавлять "но Твоя воля, а не моя да будет".
Это к вопросу о молитве за незнакомых людей.
Чем же отличается такое единичное поминание незнакомых людей от поминания с большим числом имен? Только количеством, как я это понимаю. Суть та же.
3. Наконец, сам Господь советовал прибегать к молитве по соглашению, к которой можно, как я думаю, отнести чтение круговой Псалтири. Некоторых смущает факт круга, но я не вижу в нем мистического значения. Круг - это больше дисциплинарная идея и просто идея красоты, завершенности.
4. Остается последний вопрос: можно ли молиться за незнакомых людей посредством Псалтири? А почему нет? По каким же причинам неопасно поминать ближних и дальних после утреннего правила, в которое входят: "Отче наш", ангельская песнь - Трисвятое, 50 псалом (!)...
Может, любое совместное дело требует благословления? Но нет ли в таком подходе магизма, потери непосредственной связи с Богом? Вот, люди собрались в гостях и им захотелось помолиться за кого-то, а священника под рукой не оказалось. Надо звонить, выискивать его где-то и, потратив на поиски энное количество времени, наконец-то приступить, растеряв по ходу часть настроя. И потом, я так понимаю, Бог благословляет и без участия священника в некоторых случаях: молитва перед едой "Благослови есть и пить рабам Твоим...", чтение "Царю небесный" (благословение перед началом всякого дела).
Ну вот, кажется, все мысли.
В прошлом году читала и ничего, кроме пользы, из участия в круговой Псалтири не извлекла. Никаких страшных искушений не было (может, потому что я их и не ждала, так как не придавала нашему занятию статуса вычита?)
Псалтырь не является какой-то супер-молитвенной книгой, для чтения и молитв по которой нужно особое благословение и призвание. С самого начала христианская церковь, еще не имея собственных записанных молитв и гимнографии, молилась по Псалтыри, полностью и частями вводя псалмы в богослужение и в частную молитву. Поэтому можно и нужно молиться по Пслатыри, в храме в течение недели Псалтырь прочитывается дважды в великий пост и единожды в обычное время.
Про молиться за незнакомых - я думаю, что точно также как и за знакомых, это наш христианский долг - просят помолиться - будем молиться. А бояться врага - так и вообще не молись, ему только этого и надо.
И про благословение - если вы действительно составляете "десятки", "двадцатки" для чтения Псалтыри, конечно хорошо бы иметь священника-куратора, духовника, который сам бы с вами молился и помогал, благословлял на это доброе, ради Христа творимое дело.
Очень интересная тема - респект автору.
Поскольку адресовано всё, что спрашивается, к священникам, - воздержусь от высказываний.
Но за темой следить буду.
Если мне разрешат, чуток выскажусь. _________________ ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ
"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Ingwar, очень рада Вашему ответу! Я думала, что на первой неделе поста священников тут не увижу ))))
Если я Вас правильно поняла, то благословение священника желательно и "хорошо весьма", но не является строгим условием к реализации данной идеи? Во всяком случае, участники молитвенной группы без священника не рискуют подставить головы под лавины искушений и напастей?
Так-то, понятно дело, участие священника - это замечательно.
Сокол, я, в общем, не против высказываний не-священников. Просто это такая тема, которая, боюсь, может привести к нежелательным спорам. В жж, допустим, началась апелляция к личному опыту. А мне хотелось чего-то более весомого, желательно с отсылкой к Писанию. Пришлось из жж тему удалить, потому что оно уже дымиться начало.
Про лавины напастей и искушений - молитва и к тому же молива соборная, совершаемая вместе - это дерзкий вызов врагу, конечно же он не замедлит искушениями и кознями. Молитва это меч в руках христианина и нам, нарнийцам, тут собравшимся, - не понимать ли этого?
Так что не страшитесь, у врага нет сил победить нас, если мы сами того не будем желать и если не отступим трусливо, опасаясь испытания нашей веры и молитвы. _________________ Нарниец по жизни.
Зарегистрирован: Nov 30, 2005 Сообщения: 13963 Откуда: Москва.
Добавлено: Ср Фев 17, 2010 12:31 am Заголовок сообщения:
Астрель писал(а):
это такая тема, которая, боюсь, может привести к нежелательным спорам. В жж, допустим, началась апелляция к личному опыту. А мне хотелось чего-то более весомого, желательно с отсылкой к Писанию. Пришлось из жж тему удалить, потому что оно уже дымиться начало.
Именно поэтому я и воздерживаюсь от собственных суждений.
Споров тут, знамо дело, тоже не будет - ни я, ни Странник не допустим этого.
_________________ ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ
"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Добавлено: Ср Фев 17, 2010 4:06 am Заголовок сообщения: Re: Круговая Псалтирь - вопрос к священникам.
Астрель писал(а):
Одной верующей женщиной было высказано мнение:
"Я без благословения не взялась бы за такое. Псалтырь - это почти вычит, сильнейшее орудие борьбы с бесами. Я ее читаю только за самых близких, иначе сразу нападения страшные".
.....
В прошлом году читала и ничего, кроме пользы, из участия в круговой Псалтири не извлекла. Никаких страшных искушений не было (может, потому что я их и не ждала, так как не придавала нашему занятию статуса вычита?)
Имею частное богословское мнение .
По поводу нападений и искушений.
С цитатами у меня дело обстоит не очень,
Однако попробую начать с фрагмента послания ап. Иакова:
" С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
зная, что испытание вашей веры производит терпение;
терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.
...
Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его"
(Иак.1:2-3,12).
Мне думается, что вне зависимости от того, читаем или не читаем мы Псалтирь, благословляемся или не благословляемся, ожидаем или не ожидаем искушений, - каждому из нас предстоит выпить вполне определённую Богом чашу искушений (сколько бы мы от них не бегали), прежде чем мы станем "совершенными во всей полноте" и "получим венец жизни".
А после того, как мы станем "совершенными" и получим "венец жизни" - всякие искушения нам будут нипочём.
P.S.
Очень хотелось бы прочитать мнение Сокола (тем более, что, спору нет, - споров здесь всё равно не будет ).
Зарегистрирован: Nov 30, 2005 Сообщения: 13963 Откуда: Москва.
Добавлено: Ср Фев 17, 2010 5:01 am Заголовок сообщения: Re: Круговая Псалтирь - вопрос к священникам.
Nickoly писал(а):
хотелось бы прочитать мнение Сокола
Отец Николай, ну, право слово, не стоит моё мнение пристального внимания.
Вот, Вы пишете:
Nickoly писал(а):
после того, как мы станем "совершенными" и получим "венец жизни" - всякие искушения нам будут нипочём
Лично мне до совершенства топать ещё и топать (или, может, лететь).
Так что, как говорится, чья бы корова мычала, а моя бы - молчала.
Но, в принципе, я склоняюсь к мнению отца Игоря. Если я верно понимаю нормативы, установленные в РПЦ, - никаких специальных благословений для чтения (единолично или коллегиально) Псалтири - не требуется. Могу лишь, в порядке ИМХО высказать небольшое дополнение: да, священник в группе, которая читает Псалтирь так, как пишет ласточка, желателен; тем не менее, коли Псалтирь читают люди опытные в таких делах, без участия священника, в данном случае, можно и обойтись. К примеру моя мама (её в нашей компании Миссис Бобриха называют) имеет громадный опыт по чтению Псалтири. Кстати! От мамы я знаю, что, если читать Псалтирь со строго определённой целью (например, отмаливая кого-то), - чем дальше читаешь, тем труднее это делать - иной раз, доходит до весьма страшных явлений. Но мама говорит, что, если не поддаться, всё злое отступает и появляется ощущение благодати. Я неточно передаю её слова, ибо давно их слышал. Но постарался передать как можно точнее. _________________ ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ
"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Добавлено: Ср Фев 17, 2010 9:15 am Заголовок сообщения:
а мне еще слово "вычит" странно - первый раз встречаю, понятно, что имеется в виду "отчитка", тоже незаконнорожденное слово в православном лексиконе. ох уж грамотный наш народ... _________________ Нарниец по жизни.
Nickoly, мне близко Ваше "частное богословское мнение") И слова апостола Иакова как нельзя более к месту.
Cокол, не знаю.. про опыт твоей мамы - тут мне сложно что-то сказать. Когда я берусь молиться за кого-то, то я очень чутко прислушиваюсь - как на это откликается сердце. Вот есть люди, за которых я не могу почему-то молиться. Дело не в личной обиде, а в предчувствии, что я не могу по каким-то причинам просить за них. Вот, может, как раз так выражается это субъективное "тебе не по силам", о котором мне в жж писали. То есть что молиться за этих людей надо, но именно я не смогу.
Может, это ошибочный подход, не знаю. Но, конечно, если я стану себя в этом через колено ломать, то тягостных ощущений мне не избежать. А если я сердцем чувствую, что Бог со мной в этой молитве, то как бы страшно ни было, думаю, надо пробовать.
Вы можете начинать темы Вы можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
Template->make_filename(): Error - file quick_reply.tpl does not exist