Автор Сообщение
Pietro
СообщениеДобавлено: Чт Янв 02, 2014 11:15 pm    Заголовок сообщения:

В последнее время в Рунете очень много пишут про протодиакона Андрея Кураева, человека известного и в представлении не нуждающегося. Пишут разное, и плохое, и хорошее. Здесь нет нужды останавливаться на том, почему именно сейчас: кому интересно, тот без труда найдёт всю информацию в интернете.

Я же хочу воздать должное Андрею Вячеславовичу здесь, на этом форуме, опубликовав ниже одну из самых замечательных статей о "Хрониках Нарнии", написанных на русском языке. Статью, неоднократно печавшуюся в российских изданиях К.С. Льюиса. Статью, памятную многим поклонникам К.С. Льюиса, но тем не менее ни разу прежде не размещавшуюся здесь полностью.

Текст приводится в авторской редакции по изданию: Неамериканский миссионер / диак. Андрей Кураев. – Саратов: Изд-во Сарат. епархии, 2005. – С. 373-388.


* * *

Протодиакон Андрей Кураев

ЗАКОН БОЖИЙ И «ХРОНИКИ НАРНИИ»

То, что я собираюсь сделать, относится к разряду не самых благодарных занятий. Перелагать поэзию в прозу и рассуждать о том, «что хотел сказать художник этим образом», – дело слишком школьное.

Но именно особенности нашего школьного воспитания и понуждают меня взяться за толкование сказок К.С. Льюиса из цикла «Хроники Нарнии», вышедших уже несколькими изданиями.

Сам Клайв Стейплз Льюис (как и его соотечественники и современники Честертон и Толкиен) писал для людей, которые имели возможность изучать Закон Божий в школе. С одной стороны, это знакомство с сюжетами священной истории позволяло им узнавать с полуслова аллюзии и намеки. С другой, школьное знакомство с Библией слишком часто потворствовало укреплению худшего вида неверия – то есть той сухой и рассудочной полуверы, которая тем надежнее заслоняет совесть от укоров Евангелия, чем тверже вызубрены библейские тексты.

Понятно, что слишком навязчиво в таком случае проповедовать нельзя, и надо искать возможность свидетельствовать об Истине, никоим образом не вызывая в памяти интонации школьной законоучительницы. И вот, чтобы английскую консервативность обратить не к консерватизму греха, а консерватизму евангельских ценностей, Честертон пишет детективы об отце Брауне, а Толкиен – истории о хоббитах. Льюис пишет с той же целью сказки о такой стране Оз, в которой на каждом шагу читатель нежданно встречает то, чего никак встретить не ожидал, – намеки не на вчерашнюю парламентскую сплетню, а на те сенсационные события, которые, казалось бы, безнадежно устарели и давно стали никому не интересны (по той причине, что произошли они не в Лондоне, а в Палестине, и даже не позавчера, а немало веков тому назад).

В этих книгах, написанных англичанином и протестантом, более всех имеем нужду мы, русские и православные. Дело не только в том, что у нас практически исчезла христианская литература для детей. Важнее, что эти сказки заполняют пустую нишу в храме православной культуры.

Наша традиция проповеди и духовного образования всегда была дидактична, поучительна. Но человеку иногда становится тягостно от обилия строгих и умно-самоуверенных поучений. Ему бывает очень нужно, чтобы с ним просто посидели рядом и о чем-то помолчали. Или пошутили, или поговорили, как с равным.

Книги Льюиса действенны тем, что они не сразу выдают свою тайну: они проповедуют, не наставляя. Читатель сначала влюбляется в автора, в мир его мыслей и героев, а лишь затем начинает догадываться, откуда же берет начало тот свет, который наполняет собою весь объем Lewisland’а. Они написаны с любовью о Книге Любви – о Евангелии.

Льюису удалось то, о чем мечтает любой духовный писатель: он не просто передает свои мысли по поводу встречи человека с Богом, он пробуждает в сердце человека отклик той радости, которая некогда посетила его или уже стучится к нему. Это христианское «повивальное искусство», которое исторгает из души человека молитву. И это – высшая удача богословской книги, если в ходе ее чтения безликое «Он» богословия заменяется на живое «Ты» молитвы.

Эта книга написана в обществе, где принято быть христианином. И написана она затем, чтобы человек влюбился в то, во что он раньше только верил.

Российскому читателю в этом отношении читать «Хроники» проще: для его восприятия «добрые вести из Иерусалима» еще вполне свежи. С другой стороны – сложнее: не только дети, но даже их родители вряд ли настолько знакомы с Евангелием, чтобы с ходу улавливать прозрачные намеки Льюиса и Аслана.

Несложно сегодня и у нас пояснить неверующему человеку, каковы основания для религиозной убежденности в бытии Бога и Христа. Но чрезвычайно трудно «принудить к пониманию» связи между далеким надкосмическим Богом и маленьким частным человеческим бытием. «Да пусть есть, но мне-то что с того?!» – вот вопрос, о который разбиваются самые блестящие проповеди и самые логичные и глубокие теологические лекции.

Ответ Льюиса на этот вопрос осязателен: жить с Богом радостно и трудно. Жить без Него – в конце концов – тоже трудно, но еще и серо, так, как сер и безнадежно устойчив в своей замкнутости ад в сказке «Расторжение брака».

Жить по велениям Аслана трудно, потому что он – «не ручной Лев». Его нельзя использовать в качестве гаранта или сторожа своего домашнего благополучия. Его дружбу и помощь нельзя подкупить. На его помощь нельзя иметь ложных надежд, которые упраздняли бы активное действие самого человека. Он приходит, когда пожелает, – и все же желает, чтобы его звали.

Еще трудна встреча с Богом, потому что из нее нельзя выйти неизменившимся. Аслан может ласково дыхнуть, а может поранить. Все мы ходим в шкурах Дракона – и пока мы не совлечем ее с себя (у апостола Павла это называется совлечься ветхого человека), [1] нам не понять тот замысел, который есть о нас у Творца.

А ведь помимо «естественного» нашего окостенения есть еще и культурные панцири, которые похищают у нас Небо. Как, например, смотреть в глаза Аслану и думать о «правах человека»? Правах – перед ним?.. Это уже было когда-то в человеческой истории – во дни Иова. О том, что понял тогда древний страдалец и богоискатель, напоминает нам и Льюис. А древние великие пророки напоминают, что у Бога нет обязательств. У Него всё – дар. И о том же напоминает Аслан, отправляя детей в страну колдуньи.

«Хроники Нарнии» состоят из семи сказок. Случайно или намеренно появилось у Льюиса это вполне библейское число – не знаю. Но как в Библии семь дней – это семь эпох мировой истории, так и у Льюиса вся история Нарнии – от ее создания до гибели – дана в семи эпизодах.

Впрочем, прямых заимствований из Библии в сказках Льюиса нет. Разве что – в привычке называть детей «сынами Адама» и «дочерьми Евы».

Создателя зовут Аслан, а не Ягве или Христос. В первой хронике («Племянник чародея») Аслан, являющийся детям в облике золотого сияющего льва, творит мир.

Он творит песней. Льюис так представляет себе создание вселенной: «Далеко во тьме кто-то запел. Слов не было. Не было и мелодии. Был просто звук, невыразимо прекрасный. И тут случилось два чуда сразу. Во-первых, голосу стало вторить несметное множество голосов – уже не густых, а звонких, серебристых, высоких. Во-вторых, темноту испещрили бесчисленные звезды… Лев ходил взад и вперед по новому миру и пел новую песню. Она была мягче и торжественней той, которой он создал звезды и солнце, она струилась, и из-под лап его словно струились зеленые потоки. Это росла трава. За несколько минут она покрыла подножье далеких гор, и только что созданный мир стал приветливей. Теперь в траве шелестел ветер. Вскоре на холмах появились пятна вереска, в долине – какие-то зеленые точки, поярче и потемней. Когда точки эти – нет, уже палочки – возникли у ног Дигори, он разглядел на них короткие шипы, которые росли очень быстро. Сами палочки тоже тянулись вверх, и через минуту-другую Дигори узнал их – это были деревья».

В IV веке святитель Василий Великий очень похоже писал о возникновении мира: «Представь себе, что по малому речению… холодная и бесплодная земля вдруг приближается ко времени рождения и… как бы сбросив с себя печальную и грустную одежду, облекается в светлую ризу, веселится своим убранством и производит на свет тысячи родов растений». [2]

Оба текста полагают, что читатель помнит исходный библейский стих: И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, и дерево плодовитое. И произвела земля… (ср.: Быт. 1, 11, 12).

Здесь нет ни опаринского мертвого и бессмысленного «бульона», который в некоей случайной катастрофе выплевывает из себя жизнь; нет и недвижной, творчески бездарной материи Платона, могущей лишь страдать в руках Демиурга, но бессильной самой что-либо предпринимать. Здесь радостный диалог: на «Fiat!» («Да будет!») Творца весь мир откликается творческим усилием.

Современный космолог в этой связи не прочь поговорить о «направленной эволюции» и «антропном факторе».

Церковь говорит – о поэзии. Именно так называется Бог в Символе веры: «Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли…». «Творец» в греческом оригинале – «Поэтос». И в молитве на Великом водосвятии о возникновении мира говорится: «Ты, Господи, от четырех стихий всю тварь сочинивый». Да и в самом деле – что еще можно сделать со «стихиями», именование которых все же происходит от греческого глагола «стихэо» (идти рядами, сопрягать ряды; «чины» – по-славянски), как не со-чинять. В отличие от русского понимания «стихийности» для греческого уха в «стихии» слышалась гармония, стройность и созвучность того «космоса», отголосок которого дошел да нашей «косметики».

Библия не говорит, откуда в нашем мире появилось зло. Восстание и падение гордого ангела денницы не описаны. Человек приходит в мир, который еще добр, но в который уже прокралось зло. Само зло не живет – оно паразитирует на жизни и добре. Так и колдунья отнюдь не создается песней Аслана, а в Нарнию она попадает некоторым паразитическим способом – ухватившись за детей. В Библии, лишь подговорив людей, зло получает власть во вселенной; в Нарнии колдунья тоже делает людей своими соучастниками. И Эдемский сад, и древо познания также узнаваемы у Льюиса.

То, что «Хроники Нарнии» не объясняют происхождение зла, не означает, что они с ним смиряются. Христианская мысль именно потому и не объясняет исток зла, чтобы было легче бороться со злом. Ведь в силу нашей неискоренимой философской привычки нам кажется, что «объяснить» значит «понять», а «понять» значит «принять». Если я нашел причину какого-то события – значит, я тем самым пришел к выводу, что оно и не могло не произойти. Нет, не в «причинах и следствиях», не в «законах кармы» или в «диалектике всеединства» коренится зло. Оно – в тайне свободы. Не в потаенно-мистических и огромных «законах мироздания», а в нашей, вроде бы такой маленькой, свободе. Именно человек когда-то впустил холод во вселенную, согретую дыханием Творца. И нам, привыкшим к холоду, дыхание той же Любви кажется теперь слишком обжигающим, слишком болезненным.

Мы в своей свободе взрастили смерть. Именно смертью силы магии хотели отделить нас от Бога. Но Творец жизни Сам вошел в пространство смерти. И теперь сквозь смерть мы можем видеть лик Победителя смерти.

Итак, в следующей сказке речь идет уже об искуплении: Аслан отдает себя на смерть «по законам древней магии». Но по законам «еще более древней» магии – воскресает и уничтожает проклятие.

Бог всегда требует, чтобы люди изменялись. И однажды, чтобы им это было легче делать, Он Сам принес Себя в жертву Своей любви к людям – не только для того, чтобы дать им пример, но и для того, чтобы поистине искупить их и вызволить из-под власти «древних заклятий» и соединить с Собою, чтобы дать им участие в Своей собственной жизни, в Своей собственной любви. Но для этого тем более человек должен стать таким, каким еще не был.

Евангельская основа «Хроник Нарнии» очевидна. В них можно встретить и прямую полемику с атеизмом, чьи аргументы очень похоже излагает колдунья одурманенным детям в Подземье («Серебряное кресло»). А можно найти весьма прозрачную притчу о покаянии (Аслан, сдирающий драконьи шкуры с Юстеса в «Повелителе зари»).

Но потому так важно указать и на ветхозаветные истоки тех черт, которые Льюис придает Аслану. В современном протестантизме (и, шире, в современном западном стиле духовности) «друг Иисус» вытеснил Собою грозного Ягве. Но евангельская любовь не отменяет любви ветхозаветной. Бог пророков любит людей – и потому требователен к ним: требователен, ибо неравнодушен (об этом Льюис писал в книге «Страдание»).

Нравственное зрение человека в чем-то подобно глазу лягушки. Как та видит лишь то, что движется, и не замечает неподвижных предметов, так и человек, пока покоится на месте, не различает того вектора, по которому должна устремиться его жизнь. Но сделав духовное усилие, отказав себе в чем-то ради ближнего, сотворив однажды добро, перестрадав, он становится зорче.

Надеюсь, позволительно пояснить эту мысль не на льюисовском материале – ведь многие родители и учителя, которые будут читать эту книгу детям, сами будут знать о христианстве немногим более своих детишек. Так вот, один из замечательных христианских проповедников – Владимир Марцинковский, живший поколением раньше Льюиса, в своей работе «Смысл жизни» рассказывает случай с одним богатым молодым парижанином, который, пресытившись жизнью, пришел к набережной Сены… И уже перед последним шагом он вдруг вспомнил, что в кармане у него кошелек с деньгами, которые больше ему не понадобятся. И у него возникла мысль – отдать эти деньги какому-нибудь бедняку. Он идет по улице и находит людей, живущих в большой нужде. Юноша отдает им все свои деньги. И вдруг радость большая, чем у этих бедняков, врывается в его сердце. Тайна жизни, которую он пытался вычитать или подслушать, сама засветилась в его душе.

Так и «плохому мальчику» Юстесу кажется, что он случайно, бессмысленно, чуть ли не назло заброшен в мир Нарнии. И лишь через скорбь, покаяние и первые попытки заботы о других приходит к нему понимание того, что не он обречен на жизнь, а жизнь дарована ему. Понимание того, что, по законам Нарнии, в одиночку можно лишь умереть, но выжить можно лишь сообща.

В повести «Конь и его мальчик» есть замечательное разъяснение того, как познаются тайны Промысла. Девочка (в счастливом эпилоге) хочет узнать, что за судьба у ее знакомой. «Я рассказываю каждому только его историю», – слышит она от Аслана ответ, охлаждающий любопытство.

Так ставится предел одному весьма распространенному у религиозных людей искушению. Дело в том, что духовная взрослость человека определяется тем, в какой мере он готов оправдать выпавшие на его долю страдания. Но со своим пониманием (достойное по делам моим приемлю [3] надо крайне осторожно входить в чужую жизнь. Если я скажу: «Моя болезнь выросла из моих грехов», – это будет вполне трезво. Но если я решу зайти к заболевшей соседке, чтобы разъяснить ей, что вчера она сломала ногу, потому что позавчера не пошла в храм, – тут самое время вспомнить предупреждение Аслана. Вдобавок, оно весьма напоминает происшедшее с преподобным Антонием Великим. Он однажды вопросил:

– Господи! Почему одни живут немного, а другие до глубокой старости? Почему одни бедны, а другие богаты?

Ответ, который получил Антоний, был прост:

– Антоний! Себе внимай! [4]

А ответ, который раз и навсегда получили мы все, был дан на Голгофе: Творец не стал объяснять зло или оправдывать его неизбежность, Он просто пошел на Крест…

От Иова до наших дней человек хранит понимание того, что ответ на этот вопрос не может (и не должен) быть выражен в словах, потому что этот ответ слышат не ушами, а сердцем.

Ты Тот, Кто кротко рушит над нами
То, что мы строим,
Чтобы мы увидели небо, –
Поэтому я не жалуюсь. (Эйхендорф)

В мире христианской мысли страдание и радость, жизнь и смерть оказались не абсолютно противопоставлены друг другу. Прошу извинить за эпатирующую формулировку, но в своей глубине христианство действительно настаивает на неизбежности самоубийства: человек не должен жить для самого себя, он призван дарить себя. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12, 24–25).

Александр Солженицын как-то сказал, что в ГУЛАГе есть один-единственный способ выжить, а именно: оставить всякую надежду на сохранение себя. Лишь так, похоронив себя, человек может выйти из лагеря человеком. Другой пример из светской литературы – строки Пастернака:

Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье нас самих
Во всех других,
Как бы им даренье…
Как будто вышел человек,
И вынес, и раскрыл ковчег,
И все до нитки роздал…

Любовь, которая, по слову апостола, не ищет своего, [5] также выносит центр устремлений, забот и надежд человека вовне его. Христианская любовь – дарующая, а не потребляющая: в ее глубине всегда просвечивает Крест.

В мире духовном об этом же говорит «перевернутая перспектива» иконописи. Человек должен отказаться от эгоцентризма, от привычки все мерять по себе, свой жизненный центр он должен полагать вне себя. И тогда он не будет считать частью своей жизни некую ценность, а станет о себе помышлять как о принадлежащем и служащем Высшей Ценности. И тогда он будет бояться не за себя, а за свою верность Истине. И, как сказано в Писании, где сокровище ваше, там и сердце ваше… Не собирайте себе сокровищ на земле… В Бога богатейте. [6]

Человеку дан дар жизни, и сохранить его он сможет, лишь если поступит с ним так, как мальчик с плодом древа жизни из первой льюисовской сказки: не присвоив себе, отдав другому.

Подлинно выжить можно лишь через жертву. Лишь то, что мы отдаем, навсегда остается нашим. Цветаева назвала это «законом зерна»:

Солдаты! До неба один шаг:
Законом зерна – в землю!

Если человек действует в соответствии с этим законом Божиим, над ним сбудутся слова Христа, и он не увидит смерти вовек. [7] Слово «успение» во всех христианских языках – это антоним смерти. Кончина – лишь дверь (ну да, та самая дверь из последней Хроники). Но, выйдя через нее, можно оказаться «одесную» или «ошуюю».

И здесь мне приходится второй раз извиняться за рискованное сравнение. Христианство живет высокой спекуляцией. Затраты и прибыток здесь явно разнопорядковы. Малая «лепта» может обернуться приобретением такого сокровища, которого не стоит весь мир…

Смерти нет – это всем известно.
Повторять это стало пресно.
А чтО есть – пусть расскажут мне…

А есть – Пасха. И немного есть в мире даже христианской культуры книг, которые до такой степени были бы пронизаны пасхальным светом, как книги Льюиса. Смысл их – в утверждении: то, чтО заслуживает жизни, будет жить, потому что чему нельзя умереть – не умрет. И если жизнь совершеннее смерти, то смерть должна быть побеждена. Призвание человека – «найти свою вечность», и потому «понять человека – значит понять его отношение к Богу» (Б.П. Вышеславцев).

Как нужна эта пасхальность детям! Для них очевидно то, что перестают потом понимать взрослые: человек может уйти, но он не может исчезнуть.

И совсем просто детям понять, что итог человеческой жизни подводится не физиологически (лопнувшим сосудиком в мозгу или остановкой сердечной мышцы), а нравственно. Жизнь не кончается, она – исполняется. И человеку, в отличие от животных, как духовному, нравственному и ответственному существу, надлежит дать и нравственный ответ о том, исполнением чего была его жизнь: исполнил ли он во временной жизни Закон, без которого нельзя жить в вечности.

Человек создан для вечности. Войти в нее без приглашения и помощи человек не может. Творец не просто раскрывает нам дверь: Он Сам становится одним из нас и платит максимальную цену, чтобы дать нам свободу быть сынами Божиими, а не сыновьями греха и данниками смерти. Он принес нам дар. Дар надо еще уметь принять. Объективно совершённое нас ради человек и нашего ради спасения надо еще сделать своей внутренней, субъективной реальностью в акте выбора веры, Причастия. И Бог, пришедший в мир к людям, призывает нас не к бегству из мира, а к исполнению своего человеческого долга в мире людей. Христос не разрешает апостолам оставаться на Фаворе. Аслан помогает, чтобы люди смогли продолжить их дальнейшую борьбу. Сердце, которое любит Бога, но не любит и не милует мира и людей, созданных Богом, не поняло широты заповеди Божией. То, что принято и затем отдано людям и Богу, не исчезает, не отнимается. В мире, откуда мы пришли и куда уйдем, каждая капля здешнего добра отзывается несоизмеримо большей чашей радости. Но и каждое горе, причиненное нами, уготовляет нам грядущую горечь.

Таков Закон. И этот Закон не противопоставляется милости. Он вобрал ее в себя и о ней говорит: суд без милости не оказавшим милости. [8]

Об этом Законе удивительные книги Льюиса. Именно о нем, и только о нем. И потому просто умоляю читателей: не портите эту книгу! Не втискивайте ее в мир школьных правил, где, по словам Н. Трубникова, «с помощью хорошо подогнанных частных истин так легко складывается общая ложь». Не делайте вид, что это только сказка. Не скрывайте от себя и от детей евангельской основы и атмосферы этих сказок. И уже совсем печально было бы, если б детям стали пояснять эту связь в таком духе, что, мол, одна более древняя сказка легла в основу другой. И Льюис придумывал свои сказки, так же когда-то это делал Матфей, а до него – Моисей… И Лев – это всего лишь увеличенная воображением кошка, а Солнце – спроецированная на небосвод лампочка. И нет мира, кроме Подземья. И нет Пасхи. И не было Рождества.

Но об этой печальной возможности не хочется думать.

«Хроники Нарнии», конечно, не катехизис. Они были написаны для людей, изучавших (или изучающих) катехизис в школе. Поэтому отнюдь не все принципы христианства нашли свое иносказание в этих сказках.

В общем, в Нарнии много евангельского. В ней нет явного присутствия только двух евангельских тайн: Троицы и Евхаристии. На мой взгляд, в этом сказался замечательный такт Льюиса. Тайну Троицы внятно объяснить более чем непросто. И, слава Богу, в Нарнии нет трехглавого льва. Есть только два намека: однажды Аслан называется «Сыном заморского императора». А другой раз («Конь и его мальчик») Аслан считает необходимым подтвердить свою единосущность тому миру, который он пришел спасать: как и воскресший Христос в Евангелии, Аслан уверяет говорящих животных Нарнии, что он не призрак: «Потрогай меня, понюхай, я, как и ты, – животное».

Отсутствие чуда Евхаристии – главного чуда Евангелия – тоже понятно. В мире Нарнии, где и так слишком много чудес, церковные Таинства (и важнейшее среди них – чудо Причастия Богу) выглядели бы слишком обыденно, неизбежно редуцировавшись до ритуальной магии.

Читая «Хроники», полезно вспомнить о Евангелии. Но, читая Евангелие, было бы непозволительно вместо Христа вспоминать Аслана. Поскольку для детей это будет скорее всего первая книга о духовной жизни, надо им время от времени напоминать, что в человеческом, а не символически-сказочном мире молитву надо обращать к Тому, Кто позволил Себя называть Иисусом, а не Асланом.

Избежать этой именовательной путаницы тем более важно, что в современном мире настойчиво рекламируется религиозный релятивизм и синкретизм. Чудище по имени Ташлан отнюдь не придумано. Мы ведь уже не возмущаемся и даже не смеемся, когда какой-нибудь очередной телеколдун обещает нам создать «синтез» христианства и язычества. Последняя история с Ташланом напоминает нам, что, по слову апостольской проповеди, нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Иисуса Христа (Деян. 4, 12).

Льюис решился завести разговор о том, о чем меньше всего принято говорить сегодня в «христианском обществе» и в «христианской культуре», – о последнем. О конце света. Об антихристе.

На самом пороге ХХ века Владимир Соловьев напомнил о том, что земная история не сможет обойтись без этого персонажа и что годами и столетиями труд многих «субъектов исторического процесса» приближает момент, когда в истории христианского человечества произойдет решающая подмена – и произойдет она уже почти незаметно… Как раз на полдороге от Владимира Соловьева к нашим временам и появилась «Последняя битва» Льюиса. Если об остальных сказках Льюиса я бы сказал, что надо прежде прочитать Евангелие (хотя бы в пересказе для детей), чтобы вполне понять их, то о «Последней битве» я скажу иначе: эту повесть следовало бы прочитать прежде, чем брать в руки «Апокалипсис». Вообще, для христианского сознания как-то почти очевидно, что мы живем в мире, которому ближе всего именно седьмая, последняя книга «Хроник».

Сама Библия кончается Апокалипсисом, а Апокалипсис на грани человеческой истории прозревает не Царство Христа здесь, на земле: в жизни, в политике, в культуре, в отношениях между людьми, – а царство антихриста. Христос, говоря о признаках Своего второго Пришествия, о признаках конца истории и конца света, находит для апостолов только одно утешение: да, будет тяжело, но утешьтесь тем, что это – конец. Это ненадолго.

Христианство, наверно, единственная в мире система взглядов, которая изначально предупреждает о своем «не-триумфе». Земная история кончается не установлением Царства Христова, но утверждением властительства антихриста. В рамках земной истории путь человечества кончается не в Царстве Христовом, а в царстве антихриста. Это «царство» зреет в структурах человеческой истории годами, может быть, столетиями, в которые складывается такой образ жизни и мысли, что лишает человека его главной и насущнейшей свободы – свободы выбора: с Христом он или нет. Ибо само понятие «жизнь со Христом» становится в конечном счете безрелигиозным символом и начинает пониматься как сугубо этический или даже политический регулятор. Быть христианином – значит тогда быть просто «добрым человеком». В этом случае, однако, как поясняет Льюис в книге «Просто христианство», слово «христианин» просто теряет свой смысл, становясь ненужным дублем. И тогда религиозная жизнь человека запутывается не в меньшей степени, чем религиозные чувства несчастных животных при виде Ташлана.

В Нарнии и произошла «последняя путаница». И началась она не с таинственных и зловещих заговоров, а со «слишком человеческих» проступков обезьянки, которой любой ценой хотелось того, чего так часто и так привычно желаем и мы… Льюис любит повторять, что самая верная дорога в ад лежит не через вопиющие преступления, а через постепенное самоумерщвление человеческой души, через привыкание к духовному окаменению.

Конечно, Льюис имел в виду не только Откровение святого Иоанна, но и вполне конкретные реалии культурных движений послевоенной Европы. Для меня же узнаваемее всего и страшнее всего жуткий призрак Ташлана – подделки, укравшей у Аслана имя и втиснувшей его в кличку восточной богини Таш. О приходе этого призрака предупреждал еще в прошлом веке Хомяков: «Мир утратил веру и хочет иметь религию какую-нибудь; он требует религии вообще». Именно эта форма «какой-нибудь» религиозности всё навязчивее заявляет о себе в нынешней России: ежедневно в эфире проповедуют люди, которые убеждены, будто им удалось скрестить «духовность Православия» с «духовной мудростью Востока». Неколебимая уверенность советских «образованцев» в том, что всякая «духовность» – благо, внесет свою лепту в торжество дела «Ташлана»…

Да, седьмая книга Хроник ближе всего к нашей жизни, но и труднее всего для восприятия современным человеком. И тем важнее в этой апокалиптической книге – радость благовестия. Ведь сказано Христом о признаках конца: Когда начнет сбываться все это, восклонитесь, ибо близко избавление ваше. [9]

«Вос-клонитесь», то есть вы, сейчас пригнетенные к земле, уставшие от привычной богооставленности, вос-клонитесь – воспряньте, подымитесь.

Сейчас христиане взяли в привычку молиться об отсрочке конца. Но Апокалипсис и вся Библия завершаются кличем: Ей, гряди Господи Иисусе!. [10] И в приходе Бога главное – что Он пришел, а не то, что€ все-таки разрушилось с Его приходом.

Как сказал человек, чей творческий дар очень созвучен льюисовскому, «христианский мир претерпел немало переворотов, и каждый из них приводил к тому, что христианство умирало. Оно умирало много раз и много раз воскресало – наш Господь знает, как выйти из могилы… Время от времени смертная тень касалась бессмертной Церкви, и всякий раз Церковь погибла бы, если бы могла погибнуть. Все, что могло в ней погибнуть, погибало… И еще мы знаем, что случилось чудо – молодые поверили в Бога, хотя Его забыли старые. Когда Ибсен говорил, что новое поколение стучится в двери, он и думать не мог, что оно стучится в церковные врата. Да, много раз – при Арии, при альбигойцах, при гуманистах, при Вольтере, при Дарвине – вера, несомненно, катилась ко всем чертям. И всякий раз погибали черти». [11]

Как жаль, что мне не читали этих книг в детстве. И как хорошо, что эти сказки все же есть на свете и теперь входят в круг всероссийского чтения. В заключение и хотел бы я обратиться к родителям: когда вы откроете Льюиса и будете читать его вместе с детишками – пожалуйста, не говорите им, что это, дескать, сказочный пересказ неких более древних сказок. Не скрывайте от них Евангелия – если вы мечтаете о том, чтобы вам никогда не пришлось бояться своих детей. Будем надеяться, что в России еще вырастут дети, которые умеют колядовать и молиться. Дети, которые знают, что Герда вошла в охраняемый замок Снежной Королевы, лишь прочитав «Отче наш». Дети, которые считают храм самой светлой и красивой частью своего дома. Дети, которые знают, что внутри человека живет странное существо по имени «душа» – то, что болит в человеке, когда все тело его здорово, что может радоваться, когда все внешние обстоятельства побуждают человека к гореванию. Дети, которым мы не будем бояться вверить свою старость.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Ср.: Кол. 3, 9. – Ред.

[2] Свт. Василий Великий. Беседы на Шестоднев // Творения. Ч. 1. С. 77.

[3] Ср.: Лк. 23, 41. – Ред.

[4] См.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 1999. С. 17. Авва Антоний, 2.

[5] 1 Кор. 13, 5. – Ред.

[6] Ср.: Мф. 6, 21, 19; Лк. 12, 21. – Ред.

[7] Ин. 8, 51. – Ред.

[8] Ср.: Иак. 2, 13. – Ред.

[9] Ср.: Лк. 21, 28. – Ред.

[10] Откр. 22, 20. – Ред.

[11] Честертон Г. К. Вечный человек. С. 251–255.
Rensum
СообщениеДобавлено: Чт Янв 31, 2013 6:10 pm    Заголовок сообщения:

Подниму темку.

Астрель писал(а):
На мой взгляд, очень слабая статья, полная неточностей.

Что касается неточностей:

Цитата:
Любопытно, что к христианству Льюис пришёл от почти полного неверия и в довольно зрелом возрасте.


Вроде бы Льюис писал о том, что в его жизни был момент охлаждения к христианству. И пришел он не от неверия, а от вот этой самой охлажденности. Это бы, своего рода, Ренессанс. А значит было время, быть может, в детстве, когда Льюис верил. Поправьте меня, если я неправа.

Тем не менее, сам Льюис не говорит о своей вере в детстве как о чем-то серьезном. Спасительную веру в Христа может обрести только грешник, а так как ребенок не является "де-юре" грешником (до некоторого возраста, ведомого только Богу), то и обрести такую веру он не может.

Астрель писал(а):

Цитата:
Пути к Богу сугубо индивидуальны, и если созерцание живых созданий Господа внезапно помогло одному из людей осознать главную истину христианства – что в этом плохого?


Полагаю, то, что Льюис вернулся из зоопарка верующим, вовсе не говорит о том, что это случилось благодаря созерцанию животных! )) Как будто до этого он в зоопарке не был ))) Он же туда не с кем-то, а с Толкином пошел.

Да, скорее всего он, Льюис, упомянул эту деталь как занимательный факт, не более, и к созерцанию животных тут обретение веры отношения не имело.

Астрель писал(а):

Цитата:
В одном из его более ранних произведений – «Мерзейшая мощь», завершающем трилогию так называемых «Внеземных повестей», – наибольшее зло творят мужчины, похожие на женщин, и женщины, похожие на мужчин.


Непонятно, к чему это вообще было сказано. Тем более, что фраза сама по себе достаточно спорная - чем похожие? насколько похожие? ну и так далее..
В Хрониках вообще была отличная фраза, дословно не воспроизведу, но многие помнят: совет опасаться и держать оружие наготове, если рядом кто-то кто был человеком и перестал им быть, или по какой-то причине еще не человек и т.д. Я, как минимум, бедного Буратино вспомнила )) А при желании можно было бы многих вполне положительных персонажей.. а! Страшила, Железный дровосек!!! ))

К сожалению, вы "Мерзейшую мощь" либо не читали, либо не обратили внимания на таких мерзких персонажей как Хардкастл и Уизер. Что касается Буратино, Страшилы, Железного дровосека - это всё примеры мужественности, что как раз-таки говорит о том, что человечность она не по внешнему сходству, а по внутренним убеждениям.

Астрель писал(а):

Цитата:
Персонажам книги постоянно предоставляется свобода выбора. Но выбирают они сами или же замысел Творца всякий раз предопределяет их выбор – готового ответа на этот вопрос книга, как будто, не содержит.


Эээ.. ну если выбора на самом деле нет, то это просто обман.
Как-то странно читать о предопределении опять же от православного автора.
Намудрил-то намудрил.. как вообще можно предполагать по Хроникам Нарнии, что выбор героев предопределен свыше, я просто не понимаю.

Приведу один пример из многих:
Цитата:
- Ах, Ша... нет, Кор! Расскажи мне, как король узнал, что ты - это ты.
- Давай присядем, - сказал Кор. - Это быстро не расскажешь. Кстати,
отец у меня - лучше некуда. Я бы любил его точно также... почти также,
если бы он не был королем. Конечно, меня будут учить и все прочее, но
ничего, потерплю. А история моя такая: мы с Корином близнецы. Когда нам
исполнилась неделя, нас повезли к старому доброму кентавру -благословить,
или что-то в этом роде. Он был пророк, кентавры часто бывают пророками. Ты
их не видела? Ну и дяди! Честно, я их немножко боюсь. Тут ко многому надо
привыкнуть...
- Да, - согласилась Аравита, - ну, рассказывай, рассказывай!
- Так вот, когда ему нас показали, он взглянул на меня и сказал: "Этот
мальчик спасет Орландию от великой опасности".
...
- Интересно, - продолжала она, - как ты спасешь Орландию.
- Я уже спас, - застенчиво ответил Кор.
Аравита всплеснула руками.
- Ах, конечно! Какая же я глупая! Рабадаш уничтожил бы ее, если бы не
ты.

Свобода выбора: Кор мог и не спасать Орланидию.
Предопределение: именно о нём было пророчество, что он спасет.
Можно сказать так: по воле Аслана Кору предоставилась возможность спасти свою страну, и Кор по своей воле решил её спасти.


Еще я бы хотел добавить пару ссылок относительно первой статьи про астро-логию.

Первая - это статья о космических "экспериментах" Льюиса в Космической трилогии. С гугло-переводом всё должно быть понятно даже не англоговорящим. Там же интересные комментарии про веру и освоение космоса.
http://www.thespacereview.com/article/1754/1

Вторая - это слайдшоу про конкретные факты о Марсе, которые были известны тогда, во время написания Космической трилогии, и сейчас.
http://www.slideshare.net/AndrewLang/lewis-view-ofmarsinoutofthesilentplanet-7509692

Примечательно, что температурный режим и атмосфера очень схожи между Льюисовскими литературными вымыслами и современными представлениями о прошлом в марсианской истории.
1) на Марсе всегда была менее плотная атмосфера, чем на Земле, из-за низкой гравитации;
2) из п.1 следует, что она была более прохладной;
3) там есть горы под 20 км высотой над "средней", опять же из-за низкой гравитации;
4) воды очень много, предположительно, в прошлом имелись океаны до 1 км глубиной;
5) подтверждено наличие глиняных отложений, из чего следует, что даже имелись источники пресной воды;
6) на больших перепадах высоты разрежение атмосферы достигало критических значений для любой формы жизни;
7) пылевые бури действительно носятся по поверхности Марса.

У Льюиса в рассказе есть упоминания о периодах расцвета растительной жизни на Марсе по всей поверхности, но в реальности такого не наблюдается и близко, ни в настоящем, ни в прошлом. Поэтому стоит снисходительно относиться и к другим "техническим" деталям рассказа. Например, обособленная область с более теплым климатом слишком фантастична, так как для этого необходимо было сделать долину на 30 км в глубину от основной поверхности.
Pietro
СообщениеДобавлено: Чт Авг 30, 2012 5:43 pm    Заголовок сообщения:

Предисловие к "Племяннику Чародея" в переводе Ирины Вихровой, изданному петербургской фирмой "Энтар" в 1993 году. Автор – профессор НовГУ Владимир Васильевич Мусатов (1949–2003).

Цитата:
ОТКРЫТЬ ТАИНСТВЕННУЮ ДВЕРЦУ…

У Вас в руках – удивительная книга удивительного человека.

Этот человек был ученым – специалистом по средневековой литературе. Философом и богословом. И еще – детским писателем. Его звали Клайв Стейплз Льюис (1898–1963). Повесть «Племянник чародея» – первая из «Хроник Нарнии», написанных Льюисом в 1950–1955 годах. Повесть настолько увлекательная, что Вы можете смело бросить предисловие и перескочить к истории о том, как девочка Полли и мальчик Дигори обнаружили на чердаке своего дома маленькую дверцу. Таинственную дверцу. Открывать или нет?

– Ну что, попробуем? – спросил Дигори.

– Если ты играешь, то и я играю…

Впрочем – стоп, стоп, стоп! Не торопитесь. Вы уже держите в руках эту книгу и еще успеете ее прочесть. Давайте сначала вспомним один сон. Он снится детям, пока они не стали взрослыми. Он снился взрослым, когда они еще были детьми. Это наш общий сон. Мы ищем во сне какую-то дверцу. За ней скрывается что-то чудесное, а может быть, и страшное. Мы находим ее – и просыпаемся. Или никак не можем найти, но точно знаем, что эта дверца есть. Что за сон? Почему он снится нам в детстве?

Детство – это переход. Куда? В будущее. Во взрослый мир, который так влечет детей. Чтобы перейти в него, нужно решиться совершить первый в своей жизни самостоятельный поступок. Переступить порог. Герои Клайва Стейплза Льюиса переступают его. И что нее им открывается? Им открывается МИР.

Он похож на огромный дом со смежными комнатами и промежуточными местами, вроде чердака или туннеля под крышей. В каждый мир ведет свой вход. В каждом – свое пространство и время. Свои законы. Свои властители и подданные. Миров много, и, пожалуй, не хватит никакой самой длинной человеческой жизни, чтобы побывать во всех. Так что, кроме перехода, предстоит еще и выбор. Но что же можно выбирать, если мы сталкиваемся с неизвестностью? Ведь можно выбрать что-нибудь не то. Дверца, которую открывают Полли и Дигори, ведет в неизвестность, полную случайностей и опасностей. Дети думают, что они играют, а оказывается, что с ними играет мир – множественный, непознанный, опасный и привлекательный. И никогда, никому не дано знать, с кем или с чем ты столкнешься, открывая ту или иную дверь.

Можно, конечно, не открывать никакой дверцы, но тогда не будет никакого события. И – никакой сказки. Поэтому откроем и войдем. Куда?

Сначала в мир древнего Чарна, освещенного тусклым безрадостным светом. Где все разрушено и опустошено. Где нет ни одной живой души, кроме злой королевы-колдуньи Ядис. Королева хотела бы владеть всем этим миром, но она настолько зла, что уничтожила его Погибельным словом. Зачем? А чтобы он не достался никому, кроме нее. Как хорошо было бы, если Полли и Дигори попали бы в другое место. Но проклятая случайность влечет за собою нежелательные последствия. Теперь им никак не отвязаться от королевы. И черная тень Колдуньи нависает над милой и доброй Англией, куда возвращаются дети, над тетей Летти, вообще над всей землей, котррую теперь хочет завоевать Ядис.

Выдумка? Фантазия? И да, и нет. Героям Льюиса грозит самая настоящая опасность. Соприкосновение со злом – это вполне «взрослая» реальность смерти. И когда повесть описывает смерть человека от руки Ядис, то описывает всерьез: «Колдунья опустила перекладину на каску старшего полисмена, и тот упал как подкошенный». Тут не до шуток. И детям не делается скидки на то, что они – дети.

С чего начинается соприкосновение Полли и Дигори со злом?

С того, что они попадают в комнату дяди Эндрю, себялюбивого, тщеславного, жадного человека. К тому же он потихоньку занимается черной магией. Нет, он не настоящий чародей, как сначала подумала Ядис. Так себе, любитель, каких сегодня развелось среди нас с вами много. Но чары, которые он пробует, обладают реальной и страшной силой. Дядя Эндрю не владеет этой силой. Он. лишь вызывает ее – и чуть сам не становится жертвой. Человеку вообще относительно легко войти в контакт с силами зла. Но управлять ими невозможно. Это они начинают управлять человеком. Настоящее, большое зло приходит потому, что его вызвали совершенно ничтожные люди. Но оно далеко не ничтожно. Оно величественно, страшно и почти непреодолимо.

Почти? Да, почти.

Потому что есть и другой мир, в котором юное солнце, «выходя на небо, играло и смеялось от радости». И есть творец этого мира — чудесный лев Аслан. Этот мир называется НАРНИЯ. Там говорят звери и птицы, там думают деревья… «Нарния! – взывает глубокий, дивный голос Аслана. – Проснись! Люби. Думай. Говори. Да будут Деревья твои думающими. Да будут Звери твои говорящими. Да будут воды твои священными.» Нарния говорит нам о том, что жизнь задумана прекрасно. Но это именно прекрасный замысел. Мало ли что бывает хорошо замыслено, да скверно осуществлено! В Нарнию тоже может прийти Зло, зло в облике Ядис. Поэтому прекрасный замысел Аслана необходимо осуществить, то есть отстоять от тех самых чар, какими столь бездумно балуется дядя Эндрю. Здесь нужны усилия детей.

Но почему детей?

Потому что люди по самой сути своей – дети. Аслан называет Полли и Дигори Детьми Адама и Евы. А мы все помним, как неразумно поступили наш праотец и наша праматерь, навсегда утратив возможность жить в раю, то есть жить в мире таком, каким он был задуман Творцом. Если присмотреться к дяде Эндрю, да и к грозной колдунье Ядис, то они ведь удивительно похожи на капризных, испорченных детей, для которых существует только собственное желание: «Я хочу!». Чтобы победить их, Полли и Дигори должны повзрослеть. Но что это значит – повзрослеть?

Пока человек хочет распоряжаться, собою лишь по собственному желанию, бесконтрольно и самовольно, он – ребенок. Вы спросите: как же так? Ведь если человек сам себе хозяин – он уже взрослый! И если ребенок дорос до того, что сам действует и живет сам по себе, значит, он вырос! В том-то и дело, что – нет, отвечает нам мудрый английский сказочник Клайв Стейплз Льюис. Стоит человеку перестать мечтать и начать действовать, как он вмешивается в борьбу мировых сил Добра и Зла. Каждый его шаг, каждый его поступок не может быть нейтральным по отношению к этой борьбе. И совершая самовольные и бесконтрольные, вроде бы действия, он приводит в движение неизвестные ему силы. Он сталкивается с такими последствиями своих поступков, о которых не догадывается.

Когда мальчик Дигори чуть было не съел без разрешения волшебное яблоко, исполняющее все желания, мудрый Аслан в ответ на признание в чуть было не совершенном поступке ответил: «Если бы кто-то из нарниан, не получив на то повеления, явился бы в тот Сад непрошенным, сорвал заветное яблоко и посадил его здесь, чтобы оно защищало страну, то оно бы, конечно, ее защитило. Но при этом Нарния из милой и доброй страны, какой я ее задумал, превратилась бы в могущественную и кровавую империю…». Человек не может поступать, «не получив на то повеления» высших сил. И действовать в этом мире —- это значит отдавать себе отчет в высшем смысле своих поступков, то есть в том, по чьему повелению ты поступаешь. А когда тебе кажется, что ты – сам себе хозяин, то хозяином твоим оказывается Зло в облике королевы Ядис, а может быть, и в каком-нибудь другом облике.

Детство – это возможность. Возможность стать дядей Эндрю, жалким трусишкой на побегушках у могучего и злого Хозяина. Или возможность обрести дружбу и покровительство Аслана, чудесную Нарнию с говорящими птицами и зверями, с думающими деревьями. Стоит поработиться злом, и Нарния для тебя пропадает. Когда Аслан своим пением творит эту страну, дядя Эндрю слышит только львиный рев, и ничего более. А в речи разумных говорящих обитателей Нарнии различает лишь «лай, хрюканье, ржание и вой». Зато королева Ядис, чуть не погубившая его, продолжает вызывать в нем восхищение. Что ж, в Ядис есть своя красота – красота Зла. И если она подействовала на тебя, избавиться от этих чар почти невозможно.

Как видите, сказка Льюиса – и чудесный вымысел, и мудрое предостережение. Предостережение детям, которым предстоит стать взрослыми, и взрослым, которые были детьми и остались ими. А потому читать эту волшебную повесть лучше вместе и тем, и другим. Настоящие сказки пишутся вовсе не для маленьких, а для всех. Ведь дети иногда оказываются взрослее и умнее самых взрослых и самых умных. А взрослые никогда не перестают быть маленькими.

Победит ли Добро окончательно? Праздный вопрос. С одной стороны, мама Дигори, которая смертельно больна, выздоравливает благодаря чудесному яблоку, подаренному Асланом. Но, с другой стороны, Колдунья Ядис только до поры до времени не смеет тревожить покой Нарнии, а потом она все же предъявит на нее свои права. Поэтому нужно не спрашивать об окончательной победе, а действовать во имя нее. И потом подумаем: если победа будет окончательной, сказке наступит конец, ибо прекратятся все события. Со-бы-тия! Мы произнесли слово, которое объясняет в сказках Клайва Стейплза Льюиса самое главное.

А главное заключается в том, что мир и есть событие, в котором нам дана возможность участвовать. Человек, будь он ребенком или взрослым, есть прежде всего действующее лицо. Невозможно жить не действуя. Невозможно не совершать поступки. Эти поступки не могут быть никакими. Они могут быть только злыми или добрыми. Невозможно не делать выбора, Невозможно не открыть дверцы.

– Ну что, попробуем? – спросил Дигори,

– Если ты играешь, то и я играю…

Попробуем открыть первую страницу первой хроники Нарнии…

Владимир Мусатов


А иллюстрации к этому изданию можно посмотреть здесь: http://narnianews.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=384
Cокол
СообщениеДобавлено: Сб Июл 17, 2010 6:40 pm    Заголовок сообщения:

Астрель

По большому счёту, - возражений по тезисам не имею.
Так что скажу совсем чуток:

Астрель писал(а):
Льюис писал о том, что в его жизни был момент охлаждения к христианству. И пришел он не от неверия, а от вот этой самой охлажденности. Это бы, своего рода, Ренессанс. А значит было время, быть может, в детстве, когда Льюис верил. Поправьте меня, если я неправа.


Хм... Вроде, из фильма "За пределами Нарнии" видно иное:
Был таки у Мастера период, который был чем-то бОльшим, чем охлаждение к христианству.
Но! Изначальная база у Мастера была.
Так что, по сути, в Мастере дало прекрасный цветок то семечко, которое никуда не делось.

Астрель писал(а):
В Хрониках вообще была отличная фраза, дословно не воспроизведу, но многие помнят: совет опасаться и держать оружие наготове, если рядом кто-то кто был человеком и перестал им быть, или по какой-то причине еще не человек и т.д.


Да, да, да! Это было в ЛКПШ, - замечательная фраза, горячо мною любимая, которую сказал мистер Бобр, в главе 8, которая называется "Что было после обеда", - даю точную цитату:

Цитата:
... послушайтесь моего совета: если вы встретили кого-нибудь, кто собирается стать человеком, но еще им не стал, или был человеком раньше, но перестал им быть, или должен был бы быть человеком, но не человек, — не спускайте с него глаз и держите под рукой боевой топорик.
Астрель
СообщениеДобавлено: Сб Июл 17, 2010 5:44 pm    Заголовок сообщения:

На мой взгляд, очень слабая статья, полная неточностей.
Единственное по-настоящему ценное наблюдение для меня, так это о том, что потеря речи Рыжим является как бы завершающим этапом для регресса, который начался давно. Нечто похожее случается и с Рабадашем, который по сути был уже осел ослом ) Но у него все-таки был шанс отречься от такой модели поведения, пока она его не поглотила - в прямом и переносном смысле слова. Превращение было лишь олицетворением его внутреннего состояния. Еще один пример - это героиня "Ходячего замка" Софи, которую Болотная ведьма превратила в старуху. Софи же по ходу произведения встает перед неприятным фактом: внутри она самая настоящая старуха и поэтому ей, в некотором смысле, удобно быть в таком облике. Собственно, это и мешает друзьям снять с нее заклятие.

Что касается неточностей:

Цитата:
Любопытно, что к христианству Льюис пришёл от почти полного неверия и в довольно зрелом возрасте.


Вроде бы Льюис писал о том, что в его жизни был момент охлаждения к христианству. И пришел он не от неверия, а от вот этой самой охлажденности. Это бы, своего рода, Ренессанс. А значит было время, быть может, в детстве, когда Льюис верил. Поправьте меня, если я неправа.

Цитата:
Пути к Богу сугубо индивидуальны, и если созерцание живых созданий Господа внезапно помогло одному из людей осознать главную истину христианства – что в этом плохого?


Полагаю, то, что Льюис вернулся из зоопарка верующим, вовсе не говорит о том, что это случилось благодаря созерцанию животных! )) Как будто до этого он в зоопарке не был ))) Он же туда не с кем-то, а с Толкином пошел.

Цитата:
Когда Юстейс-дракон вновь обрёл способность сопереживать, заклятие упало по воле Льва.


Гм. Это как-то очень упрощенно. "Раздраконился" Юстэс, конечно, с помощью Аслана - никак не иначе. Но по своей воле и это подчеркивается особо. По своей воле он пошел на боль, на боль и снова на боль. На обжигающее плавание в исцеляющей воде. И благодатью Аслана стал самим собой.

Цитата:
В одном из его более ранних произведений – «Мерзейшая мощь», завершающем трилогию так называемых «Внеземных повестей», – наибольшее зло творят мужчины, похожие на женщин, и женщины, похожие на мужчин.


Непонятно, к чему это вообще было сказано. Тем более, что фраза сама по себе достаточно спорная - чем похожие? насколько похожие? ну и так далее..
В Хрониках вообще была отличная фраза, дословно не воспроизведу, но многие помнят: совет опасаться и держать оружие наготове, если рядом кто-то кто был человеком и перестал им быть, или по какой-то причине еще не человек и т.д. Я, как минимум, бедного Буратино вспомнила )) А при желании можно было бы многих вполне положительных персонажей.. а! Страшила, Железный дровосек!!! ))

Цитата:
По мере взросления даже старшая из четвёрки детей – Сьюзен – утрачивает чуткость и восприимчивость к сигналам из параллельного мира, увлекается соблазнами нашей Вселенной,


Сигналы из параллельного мира???! И об этом сожалеет православный человек?? )))
Ну что про Сьюзен все не так просто - так это и так многие понимают.

Цитата:
Персонажам книги постоянно предоставляется свобода выбора. Но выбирают они сами или же замысел Творца всякий раз предопределяет их выбор – готового ответа на этот вопрос книга, как будто, не содержит.


Эээ.. ну если выбора на самом деле нет, то это просто обман.
Как-то странно читать о предопределении опять же от православного автора.
Намудрил-то намудрил.. как вообще можно предполагать по Хроникам Нарнии, что выбор героев предопределен свыше, я просто не понимаю.
Ivan
СообщениеДобавлено: Сб Июл 17, 2010 4:51 pm    Заголовок сообщения:

А вот еще одна статья, появившаяся совсем недавно. 15 июля ее опубликовал сайт Православие.ру


Традиционалистские коды «Хроник Нарнии»

Ярослав Бутаков

Прежде, чем написать «Хроники Нарнии», Клайв Стэплз Льюис (1898-1963) был уже довольно известным в Англии религиозным писателем. Прямыми христианскими аллегориями проникнуто и его наиболее известное русскому читателю семикнижное произведение. Любопытно, что к христианству Льюис пришёл от почти полного неверия и в довольно зрелом возрасте.

Известно, что на становление религиозности Льюиса сильно повлиял его друг и однокашник по Оксфорду Дж. Р. Р. Толкин (1892-1973). Как-то Льюис, Толкин и ещё один их приятель с вечера допоздна беседовали о христианстве. О том, что произошло на следующий день, сам Льюис признавался: «Когда мы отправлялись в зоопарк, я ещё не верил, что Иисус Христос – Сын Божий, но когда мы туда пришли, я уже верил». Правда, к огорчению ревностного католика Толкина, Льюис стал англиканином, каким были его родители.

Вряд ли случайно, что полное осознание своей веры пришло к Льюису именно в зоопарке, как бы ни казалось кому-то странным и даже кощунственным такое сопоставление. Это находится в прямой связи с той ролью, которой писатель наделил животных в «Хрониках Нарнии» – ролью разумных существ. Можно такую связь объяснять, например, тем, что в поведении всех живых существ Льюис видел зачатки искры Божьей – души. Можно и тем, что Льюис просто был неравнодушен к братьям нашим меньшим и желал, чтобы хоть в изобретённом им мире они были избавлены от преследований и жестоких страданий, каким многие из них подвержены в нашем мире, где правят люди. Это, в конце концов, неважно. Пути к Богу сугубо индивидуальны, и если созерцание живых созданий Господа внезапно помогло одному из людей осознать главную истину христианства – что в этом плохого?

Тот мир, который занимает центральное место в «Хрониках Нарнии», непохож на наш в первую очередь своей одушевлённостью. Я бы даже сказал – одухотворённостью. Правда, иной возразит – не одухотворённостью, а разумностью. Не соглашусь. Разве способность к членораздельной речи, которой в Нарнии наделены многие животные, – признак разума, а не духа? Что такое разум без духа – это Льюис подчёркивает постоянно. Вспомним, что не обладавший соответствующий духовным настроем профессор Эндрю Кеттерли оказался не способен понять ни песню Льва, ни обращённую к нему речь животных. Разум без духа – ничто, это спящий, бесплодный разум. Дух, который Создатель в облике Льва вкладывал в обитателей Нарнии на заре времён, позволял им воспринимать в целости красоту мироздания, а отсюда уже у них проистекало то, что рациональный человек привык называть «разумом».

Почти столь же «разумен», как профессор Кеттерли, был поначалу и мальчик Юстейс по прозвищу Бяка. Но всё-таки не совсем. Заклятие, обратившее его в дракона, но не отнявшее способности понимать окружающее, страданием помогло пробудиться в нём дремлющему духу. Когда Юстейс-дракон вновь обрёл способность сопереживать, заклятие упало по воле Льва. И наоборот, кот Рыжий, оказавшийся на стороне сил Зла в Последней битве, разве он утратил разум, когда узрел демона Таша? Нет, он «всего лишь» потерял дар речи. И это случилось как логичное следствие того, что ещё раньше он убил в себе дух, данный ему от рождения Львом. Почему и встал на сторону Зла. В Нарнии отчётливо выражена ничтожность того «разума», который мы привыкли ставить во главу угла всех наших земных дел, перед силой Духа и его главнейших производных – Добра и Красоты.

Льюис постоянно насмехается над «прогрессивными» веяниями. Особенно полна такой сатиры на современное общество пятая книга «Поспешающие к восходу, или Поход на край света». Она начинается с издёвки над «новыми семейными отношениями»: «Своих родителей он называл не папой и мамой, а Гарольдом и Альбертой, и они против этого ни чуточки не возражали, потому что считали себя очень современными…» Постепенно выясняется, что воспитанный такими «современными» родителями мальчик Юстейс оказывается напичканным какими угодно практическими сведениями, кроме обычных человеческих чувств товарищества и понимания красоты. Ему приходится пройти через немалые испытания и лишения, чтобы эти чувства в нём пробудились.

Король Каспиан, прибыв на Одинокие острова и пожелав реализовать свои державные права, застаёт там узурпатора, воплощающего всё мишурное величие, самодовольство и самомнение современной государственной бюрократии. «В дальнем конце помещения, в окружении секретарей, помощников и советников сидел самолично Его достаточность Гумпас, губернатор Одиноких островов… Бросив беглый взгляд на вошедших, он вновь уткнулся в свои бумаги и пробормотал: «Приём только по предварительной записи. Запись в канцелярии. Приёмный день – вторая суббота каждого месяца. Часы приёма с девяти до десяти»«.

Узурпаторы оказываются сведущи во всём, что касается экономических выгод государства. Кроме одного – элементарного Добра.

«…– Вы встретили нас не так, как должно приветствовать своего законного государя. Перед вами король Нарнии.

– Я не получал на сей счёт письменного уведомления, – проскрипел губернатор, – даже устного не получал. Нигде в протоколах ни о каком монаршем визите не говорится. Это не по правилам. Извещение по всей форме я готов рассмотреть…

– Мы прибыли без предупреждения, – не дал ему договорить Каспиан. – …Более всего нас интересуют два вопроса. Первый вот каков: как нам удалось выяснить, Одинокие острова вот уже сто пятьдесят лет не платят податей в королевскую казну.

– Этот вопрос может быть вынесен на рассмотрение Совета в следующем месяце, – отозвался Гумпас. – Если предложение будет поддержано, мы создадим рабочую комиссию по изучению создавшегося положения, которая подготовит доклад о состоянии финансовой задолженности Островов на текущий год к первому заседанию года следующего, после чего…

– Действующий закон гласит, – снова прервал его разглагольствования король, – что в случае неуплаты дани задолженность возмещается за счёт личных средств губернатора…

– Должно быть, Ваше величество изволят шутить!.. Подобное решение, принятое без учёта объективных экономических условий!..

– Во-вторых, – продолжал Каспиан, – мы желаем знать, почему вы допускаете, чтобы на островах, вопреки нашим исконным обычаям и законам, процветала противоестественная, постыдная работорговля?

– Это диктуется экономической необходимостью, – отвечал губернатор. – Указанная Вами отрасль торговли лежит в основе нашего нынешнего благосостояния… Рабы – важнейшая статья нашего экспорта. Мы осуществляем крупные поставки… Конечно, Вам нелегко вот так, с ходу, вникнуть в суть происходящих у нас экономических процессов. Но у меня есть графики и статистические таблицы…»


Дальше происходит, как и должно быть в хорошей сказке. Король без всяких графиков и статистических таблиц свергает узурпатора, а с ним вместе и его бюрократию с парламентаризмом, и восстанавливает справедливость, закон и порядок. Производит консервативную революцию. Увы, пока это можно встретить лишь в сказках. Сатира на современность продолжается в шестой книге «Серебряное кресло» в рассказе про новомодное образование:

«То была «экспериментальная школа совместного типа обучения» или, если проще, «смешанная школа», то есть такая, где мальчиков и девочек «перемешали», чтобы не сказать «перепутали», но больше всего намешано и напутано было в головах у тех, кто руководил этим экспериментом. Основной их принцип был вот каков: пусть дети делают всё, что им угодно. К сожалению, десяток-полтора старших учеников решили, что им угодно издеваться над прочими, и всевозможные пакостные дела и делишки, которые в обычной школе обнаруживаются и искореняются в два счёта, здесь процветали. Более того, виновных не только не изгоняли из школы, но даже не наказывали. Напротив, сама директриса со словами «Ах, какой интересный психологический казус!» вызывала их в свой кабинет и беседовала с ними иногда по нескольку часов кряду. А кто исхитрялся на таком собеседовании ещё и подладиться к начальству, становился любимчиком».

Кстати, к вопросам правильного воспитания и взаимоотношения полов Льюис был особенно чуток. В одном из его более ранних произведений – «Мерзейшая мощь», завершающем трилогию так называемых «Внеземных повестей», – наибольшее зло творят мужчины, похожие на женщин, и женщины, похожие на мужчин. Однако вернёмся к Нарнии. В конце «Серебряного кресла» герои, возвратившись в наш мир, разумеется, посрамили (с помощью Льва) директрису. «Тогда друзья директрисы поняли, что директриса в директрисы не годится, и устроили её главным инспектором над другими директорами. Когда же выяснилось, что она и на это не способна, её протолкнули в парламент, где она счастливо пребывает и по сей день»…

Нарния – это не вся альтернативная Вселенная Льюиса, а только один из множества параллельных, взаимопроникающих миров. И даже не один целый мир, а всего лишь одна страна в одном из миров. Но страна центральная. Своего рода земля обетованная, где полнее всего воплотился замысел Создателя. Но обетованная не избранному племени из числа людей, а многим живым созданиям. Людей среди них немного. В Нарнии они предназначены царствовать, если отвечают этому высокому предназначению. Или же рано или поздно оказываются извергнуты из неё, как это случилось с тельмаринцами.

Вокруг Нарнии существуют большие земли, целые Империи (Калормен), населённые людьми. Писатель в редких случаях объясняет, как они туда попали, предоставляя читателям догадываться самим: не то это впавшие в варварство размножившиеся потомки самой первой королевской четы, правившей Нарнией, не то это, подобно тельмаринцам, во время o'но попавшие в нарнианскую Вселенную люди из нашего мира. Близость к Нарнии, хотя и не всегда, оказывает на людей облагораживающее влияние (Арченланд).

Для человека, зацикленного на явлениях нашего мира, Нарния предстаёт не более, чем грёзой детей, прятавшихся в старом шкафу и придумавших целый мир, якобы находящийся по другую сторону шкафа. По мере взросления даже старшая из четвёрки детей – Сьюзен – утрачивает чуткость и восприимчивость к сигналам из параллельного мира, увлекается соблазнами нашей Вселенной, призывает братьев и сестру «перестать играть в детские игры». В конце времён она оказывается вне истинной Нарнии, возродившейся после гибели Нарнии изначальной…

Во всех актах очищения Нарнии от зла (особенно от тельмаринцев в конце четвёртой книги «Принц Каспиан»), совершаемых Львом, происходит разделение людей (и одухотворённых животных) на тех, кто оказывается способен принять благодать, даруемую Львом, и на тех, кто её отвергает и сам становится отверженным. Достижение высшего блага доступно в принципе всякому, как показывает история со спасением калорменца Эмефа в «Последней битве». Он носил в себе своё высокое представление о божестве, хотя и отождествлял (вербально) его с калорменским демоном Ташем, знакомым ему с детства. Благодаря этому он оказался способен узреть благородный облик Льва и признать в нём Создателя и Хозяина Вселенной. Впрочем, какую роль в этом сыграла собственная воля самого Эмефа, а какую – промысел Льва, читателю предоставляется широкий простор для самостоятельных суждений. Персонажам книги постоянно предоставляется свобода выбора. Но выбирают они сами или же замысел Творца всякий раз предопределяет их выбор – готового ответа на этот вопрос книга, как будто, не содержит.

Источник: http://pravoslavie.ru/smi/2086.htm
Angelinа
СообщениеДобавлено: Вт Июн 08, 2010 6:49 pm    Заголовок сообщения:

Эдмунда и пониже опускали!
Володимир
СообщениеДобавлено: Вт Ноя 17, 2009 4:47 pm    Заголовок сообщения:

Цитата:
Д. Браун:

До 8-й главы «Принца Каспиана» даже не упоминается, вооружен ли Эдмунд хотя бы обычным мечом.


Ivan писал(а):
Володимир писал(а):
Немного забавное замечание, т.к. именно Эдмунд сражается с гномом Трамом (Трампкином) в самом начале Хроники, именно на мечах.

Нет, все правильно. Они сражаются именно в 8-й главе:


Может быть, но замечание все равно забавное - в 8-й главе действия детей в Нарнии фактически только начинаются. До этого они только появились и осмотрели местность и "встретили" гнома и говорили с ним.
Ivan
СообщениеДобавлено: Вт Ноя 17, 2009 3:14 am    Заголовок сообщения:

Володимир писал(а):
Немного забавное замечание, т.к. именно Эдмунд сражается с гномом Трамом (Трампкином) в самом начале Хроники, именно на мечах.

Нет, все правильно. Они сражаются именно в 8-й главе:
Цитата:
Дети тоже надели кольчуги и шлемы. Для Эдмунда нашли меч и щит, а для Люси лук; у Питера и Сьюзен были их подарки. Когда, позвякивая кольчугами, они поднялись наверх, то чувствовали себя нарнийцами куда больше, чем школьниками. Мальчики шли чуть позади, обсуждая какой-то план. Люси слышала, как Эдмунд сказал: «Нет, позволь мне. Ему будет куда обидней, если выиграю я, а если я буду побежден, для нас урону будет меньше».


Володимир писал(а):
Король Питер и король Эдмунд не становятся меньше в священном смысле Королями от того что они могут быть слабы - это только печально.

Согласен. Полагаю, Д.Браун и говорит об их внутреннем мире.
В конце концов, ребята попали в Нарнию не только потому, что были там нужны. Она им тоже была нужна, в т.ч. и в плане духовного развития. Здесь все так взаимосвязано...
Володимир
СообщениеДобавлено: Вт Ноя 17, 2009 2:17 am    Заголовок сообщения:

Цитата:
Если Вас так волнует власть в Нарнии, - создайте отдельную тему.


Создал отдельную тему.

http://narnianews.ru/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&p=22921#22921
Cокол
СообщениеДобавлено: Сб Ноя 14, 2009 8:15 pm    Заголовок сообщения:

Володимир

Постарайтесь впредь обходиться одним постом, плиззз.
Теперь - по существу:

Цитата:
речь скорее всего идет о _плохих_ мыслях о власти, а не вообще мыслях о власти. Но зачем тогда в статье писать о власти как таковой вообще? Просто я знаю, что у некоторых авторов встречается подобное огульное осуждение власти вообще, и тогда когда это не уточняется, лучше отметить этот вопрос. Потому что иной человек прочитает и подумает - а вдруг вообще власть в Нарнии это в каком-то смысле плохо? и осуждено автором или словами Аслана?


Хм... Думаю такое может подумать именно ИНОЙ человек (тот, кто лишь недавно прочитал Хроники, ничего в них толком не поняв или, хуже того, тот, кто Хроники вообще не читал и судит о них по статьям критиков).
Например, мне, грешному, такое и в голову не приходило, - впрочем, я - не показатель, - ведь в мою жизнь Хроники вошли 31 год назад...
А замечание Ваше, в том виде, как Вы его СЕЙЧАС изложили, вполне можно понять (я не сказал - принять), - возможно, автору стоит обратить на него внимание, - напишите ему. Я же выскажу свою позицию ниже.
В статьях разных, иной раз, действительно, попадаются, скажем так, неясности, неточности (вроде той, на которую Вы указали - касательно меча). Бывает и откровенный бред.
Но статьи-то люди пишут, - нереально всё охватить, всё предусмотреть и ни в чём не ошибиться.
Автор, в данной статье, в конце концов, не пишет совсем уж категорически, вроде "ВСЯ власть в Нарнии...", "ВСЕ мысли о власти..." и т.д., и т.п. - так что в огульном обхаивании я его не склонен обвинять.
Вот, например, Вы знаете Хроники очень прилично, являетесь образованым человеком. Напишите аналитическую (обзорную или какую-то ещё - нужное подчеркнуть) статью по Хроникам, - почитаем. Wink

Цитата:
В оффтоп вокруг моего замечания уходите вы.

/надеюсь на этом форуме такие слова не считаются сразу обсуждением действий и личности модератора/администратора/


Считается. Wink
Проехали.

Цитата:
Немного странное субъективное замечание. Разве редкие неприятности в истории страны говорят о зле во власти нарнийских Королей?


Разумеется, всё, что я пишу, - субъективно, я лишь мнение своё излагаю.
Те редкие "неприятности", в результате которых дети Адама и Евы из нашего мира попадали в Нарнию, как правило (исключения - Рилиан и Тириан), как раз об этом и говорят - приходилось то с Белой Колдуньей бороться, то с Миразом. Единственный случай, когда дети попали в мир Нарнии, в которой не было "неприятностей" рассказан в "Покорителе Зари", - там, если помните, Каспиан обещал Аслану отправиться в плаванье искать семерых пропавших лордов на один год и один день ПОСЛЕ того, как в Нарнии будет наведён порядок, - а на это, после войны с Миразом, потребовалось три года; но в "Покорителе Зари" была иная цель, с которой Аслан призвал детей.

P.S.

Мы отклоняемся всё больше от темы, - я это Вам в прошлом посте уже сказал.
Если Вас так волнует власть в Нарнии, - создайте отдельную тему.
Володимир
СообщениеДобавлено: Сб Ноя 14, 2009 5:47 pm    Заголовок сообщения:

Цитата:
Но едва ли, тогда Алмаз стал бы рассказывать о прошлом Нарнии в таком ключе.


Немного странное субъективное замечание. Разве редкие неприятности в истории страны говорят о зле во власти нарнийских Королей?
Володимир
СообщениеДобавлено: Сб Ноя 14, 2009 5:42 pm    Заголовок сообщения:

Я написал:

Цитата:
А почему мысли о власти это драконьи мысли?


Как мы с вами выяснили, Сокол, речь скорее всего идет о _плохих_ мыслях о власти, а не вообще мыслях о власти. Но зачем тогда в статье писать о власти как таковой вообще? Просто я знаю, что у некоторых авторов встречается подобное огульное осуждение власти вообще, и тогда когда это не уточняется, лучше отметить этот вопрос. Потому что иной человек прочитает и подумает - а вдруг вообще власть в Нарнии это в каком-то смысле плохо? и осуждено автором или словами Аслана?
Володимир
СообщениеДобавлено: Сб Ноя 14, 2009 5:38 pm    Заголовок сообщения:

Сокол, простите, я сделал одно крайне малое замечание о статье, и только. В оффтоп вокруг моего замечания уходите вы.

/надеюсь на этом форуме такие слова не считаются сразу обсуждением действий и личности модератора/администратора/
Cокол
СообщениеДобавлено: Сб Ноя 14, 2009 10:13 am    Заголовок сообщения:

Володимир писал(а):
Мы не знаем, что было в головах у нарнийских Королей и не можем знать. Знаем только отзвуки.

Известно, что была благая власть. О том что во власти нарнийских Королей было какое-то зло в Хрониках нет никакой информации.

Так же нет никакой информации о том, что тема власти была как-либо табуирована или тем более о том что о ней нельзя было в каком-то смысле думать.

Отсюда логично полагать, что домысливать нечто злое или нечистое во власти нарнийских Королей это отнюдь не дело Аслана.


Разумеется вожделение власти без права на нее - это плохо, может быть речь только об этом?


Снова софистика.
Я не говорил, что в Нарнии тема власти была табулирована и что

Цитата:
о ней нельзя было в каком-то смысле думать


- я сказал совсем иное:

Цитата:
О власти думать можно по-разному, - ОЧЕНЬ по-разному.


Ясное дело, что любой нарниец мог думать о власти, - если, например, речь шла о правосудии (это лишь пример, но вариантов - масса), - ведь в Нарнии правосудие вершили короли и королевы - об этом прямо сказано в конце ЛКПШ.
А вот утверждение, что

Цитата:
во власти нарнийских Королей было какое-то зло в Хрониках нет никакой информации


- спорно, поскольку на эту тему в Хрониках как раз есть несколько слов - в ПБ, главе восьмой:

Цитата:
— Как прелестно, — сказала Джил, — просто идти среди этой красоты. Мне бы хотелось, чтобы было побольше таких приключений. Какая жалость, что в Нарнии все время что-то случается.
Но единорог объяснил ей, что она ошибается, ведь сыновья и дочери Адама и Евы попадают из их собственного странного мира в Нарнию только тогда, когда в Нарнии какой-нибудь беспорядок. Но она не должна думать, что в Нарнии всегда беспорядок. Между их появлениями проходят сотни и тысячи лет, когда один король мирно сменяет другого, и это происходит так долго, что вы с трудом можете припомнить их имена и сосчитать сколько их было, и трудно решить, что стоит записать в летопись. Он продолжал рассказывать о былых королевах и героях, о которых она никогда не слышала. Он рассказал о королеве Лебедь, которая жила еще до Белой Колдуньи и Великой Зимы, и была так прекрасна, что когда она смотрелась в лесное озеро, отражение ее сияло из воды, как яркая звезда, год и день после этого. Он рассказал о зайце по имени Лунный Свет, с такими чуткими ушами, что когда он сидел у Котелкового озера, а рядом грохотал Великий Водопад, то мог слышать, о чем шепчутся в Кэр-Паравеле. Он еще рассказал ей, как король Ветер, который был девятым после Франциска, первого из всех королей, поплыл далеко на восток и освободил от дракона Одинокие Острова и навсегда присоединил их к королевским землям Нарнии. Он рассказал о целых столетиях, во время которых вся Нарния была так счастлива, что единственное, что вспоминалось, это танцы, пиры и турниры, и каждый день и каждая неделя были лучше, чем предыдущие. Он продолжал рассказывать, а в голове Джил теснились картины счастливых лет и тысячелетий, пока все это не стало похоже на вид с высокого холма на чудесную равнину, полную лесов, вод и нив, которая простирается так далеко, что края ее теряются в туманной дали.


Разумеется, Вы можете возразить, что в приведённой мною цитате нет прямого указания на то, было ли какое-то зло во власти нарнийских королей. Но едва ли, тогда Алмаз стал бы рассказывать о прошлом Нарнии в таком ключе.
Лично я считаю, что не может быть ничего злого во власти королей, правящих по воле Аслана - ни при каких обстоятельствах и ни под каким "соусом".
Если Вы думаете иначе, - это Ваше право.

Володимир писал(а):
Разумеется, вожделение власти без права на нее - это плохо, может быть речь только об этом?


Ну, почему же, ТОЛЬКО об этом?
Тут, ИМХО, целый комплекс всякого и разного - и вожделение власти без права на неё, и желание использовать власть в своих интересах, а не в интересах нарнийцев, и стремление удержать власть (если она уже захвачена), не стесняясь в средствах и методах, и многое, многое другое - всё самое плохое, что может быть связано с властью.
По-моему, Мастер показал всё это на примерах Белой Колдуньи, тельмаринцев, Хитра, Рыжего и тархистанцев.

P.S.

Мы сорвались в оффтоп, который скоро выйдет за рамки разумного.
В этой теме, вроде как, обсуждаются статьи разных авторов о Хрониках.
Если у Вас есть замечания по данным статьям - пожалуйста. Статей в этой теме уже несколько. Ежели замечания совсем уж серьёзные, - Вы можете их (параллельно с постами здесь) направить авторам. Думаю, авторы будут рады конструктивной критике и сделают выводы.