Зарегистрирован: Nov 30, 2005 Сообщения: 13969 Откуда: Москва.
Добавлено: Пт Июн 20, 2008 8:09 pm Заголовок сообщения: Статьи разных авторов о "Хрониках Нарнии".
Переводчица: Veela.
********
Ученый утверждает, что именно астрология объединяет «Хроники Нарнии».
Katherine T. Phan
Christian Post Reporter
Суббота, 07 июня 2008 года 09:01, восточное поясное время (США)
САН-ФРАНЦИСКО – Десятилетиями длилась полемика относительно «Хроник Нарнии», в которой исследователи предполагали, что существует скрытая глубинная связь между всеми книгами, и вот теперь, ученый-исследователь творчества К.С.Льюиса, утверждает, что окончательно раскрыл эту тайную нить, связывающую все серии.
Преп. Д-р Майкл Вард (Michael Ward), капеллан колледжа Св. Петра, старейшего колледжа Кембриджского Университета, в своей новой книге «Планета Нарния» (Planet Narnia) утверждает, что К.С.Льюис создал семь книг о Нарнии таким образом, чтобы они отражали темперамент и качества семи планет – Юпитера, Марса, Солнца, Луны, Меркурия, Венеры и Сатурна.
Вард родом из того же района, где вырос и Льюис, он много путешествует, рассказывая о своих исследованиях, в особенности сейчас, когда интерес к книгам возрос с появлением в кинотеатрах нового фильма «Принц Каспиан».
На последнем кино-показе, проходившем в Обществе Исследователей творчества К.С.Льюиса, учёный подчеркнул, что его работа не просто чепуха в стиле «Код да Винчи».
К примеру, первая книга серии «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф» (The Lion, the Witch, and the Wardrobe) написана как отражение Юпитера, планеты, обладающей королевскими качествами, и, согласно Варду, планеты-победителя зимы. Эти качества, как отмечает Вард в работе «Планета Нарния», частично раскрыты через величественного Аслана, победителя зимы.
Далее Вард, находит связь между «Принцем Каспианом» и символическими качествами планеты Марс. Во второй книге серии главные герои объединяются с нарнийцами для победы над Королем Миразом. Среди прочего, Вард упоминает грандиозное описание деревьев и леса в книге, а также появление Аслана посреди танцующих деревьев и его боевой рык, призывающий вступить в сражение.
Вард полагает, что в книге «Принц Каспиан» раскрываются два качества мифологического бога Марса, известного как бог войны и божество плодородия и растительности.
Тайная нить, связывающая все книги серии «открывает удивительную сложность и утонченность работы Льюиса» - утверждает Вард.
Вард рассказывает, что свое открытие он сделал во время работы над докторской диссертацией о К.С.Льюисе. Стимулом к прорыву стала поэма Льюиса «Планеты» (Planets), написанная в 1935 году. В ходе исследования Вард заметил, что интерес Льюиса к средневековой астрологии и планетам заметен и в других работах, таких как «Космическая Трилогия» (Ransom Trilogy), в его университетских лекциях и высказываниях, из которых известно, что он называл планеты «духовными символами неизменного значения».
Изучая его интерес к астрологии, критики могут предположить, что Льюис, известный как автор работ «Просто Христианство» (Mere Christianity) и «Письма Баламута» (The Screwtape Letters), является «нехристианским» писателем, однако Вард опровергает такую точку зрения.
«Все зависит от того, что именно вы подразумеваете, когда говорите об астрологии» - рассказывает Вард на кино-показе. «Если вы имеете ввиду обожествление планет или рассматриваете планетарное влияние, как контролирующее ваши действия, лишающее свободы воли и ответственности перед Богом, в этом случае да, астрология - нехристианское занятие».
«Но вовсе не обязательно подразумевается именно это» - добавляет Вард. «Буквально астрология означает «изучение звезд», и нет ничего аномального, бессмысленного или опасного в изучении Божьего творения».
В интервью для The Christian Post Вард отметил, что у Льюиса была именно творческая, а не непрекословная вера в астрологию. «Льюис рассматривал звезды и планеты как духовные символы, но это не значит, что он верил в их фактическую спиритическую силу» - отмечает Вард. Вместе с тем Льюис верил в символическую значимость планет и звезд. Он отмечал, что в том виде, в каком имеются знания средневековой астрологии, они являются духовными символами неизменного значения».
Ваод также подтверждает свои исследования библейскими ссылками, цитируя, среди прочего, Книгу Бытия, Псалмы 19 и Судей 20.
«Читая Библию, мы везде находим подтверждения тому, что звезды – не просто огромные скопления пылающих газообразных шаров, не имеющих какой-либо значимости. Они важны. Они о чем-то нам говорят. Мы не должны ими пренебрегать» - говорит Вард.
********
А вот оригинал, - может, кому-то удобнее читать по-английски:
SAN FRANCISCO – After decades of debate on whether The Chronicles of Narnia series contains an underlying coherence, one scholar on C.S. Lewis claims to have finally discovered the secret theme that binds the series together.
The Rev. Dr. Michael Ward, chaplain of Peterhouse, the oldest college in the University of Cambridge, contends in his new book Planet Narnia that C.S. Lewis secretly constructed the seven Narnia books to reflect the temperaments and qualities of the seven medieval planets – Jupiter, Mars, Sol, Luna, Mercury, Venus, and Saturn.
Ward, who used to be a resident ward at Lewis' former home, has been traveling nationwide to share his findings, especially with the heightened interest in the series as a result of the "Prince Caspian" movie playing in theaters.
At a recent screening of the movie, hosted by The C.S. Lewis Society, the scholar defended his work as more than " Da Vinci Code nonsense."
For instance, the first book in the series, The Lion, the Witch, and the Wardrobe, was written to reflect the characteristics of Jupiter or Jove, a planet characterized by kingly qualities and as a conqueror of winter, according to Ward. These qualities, he argues in Planet Narnia, are in part revealed through the kingly character Aslan who does away with winter.
Another case in point for Ward is the link between Prince Caspian and the symbolic qualities of Mars. In the second Narnia book , the main characters join the Narnians in war to drive out King Miraz. There is also ample imagery of trees and forests in the book, including Aslan's entrance into the story amidst dancing trees and war cry for the trees to enter into battle.
Ward believes Prince Caspian reveals the two capacities of the mythological god Mars, known as a god of war and a vegetation deity.
The secret theme interwoven throughout the series "reveals a striking intricacy and sophistication on Lewis' part," said Ward.
Ward said he made the discovery while writing his doctoral dissertation about C.S. Lewis. The eureka-like moment came one day when Ward was reading Lewis' 1935 "Planets" poem. After further research, Ward observed that Lewis' interest in medieval astrology and planets was apparent elsewhere, including his Ransom Trilogy, university lectures, and quote saying that he regards planets as "spiritual symbols of permanent value."
While critics might suggest Lewis, best known for Mere Christianity and The Screwtape Letters, was "unChristian" for being interested in astrology, Ward argues otherwise.
"It depends on what you mean by astrology," Ward told the crowd at the movie screening. "If you mean, worshipping the planets or regarding the planetary influences as controlling you, ruling your free will and responsibility before God –then yes, astrology is unChristian."
"But it doesn't necessarily mean that at all," he added. "It literally means 'studying the stars' and there's nothing wrong, foolish, or dangerous about studying an aspect of God's creation."
Ward told The Christian Post that Lewis had an imaginative belief in astrology, not a literal one.
"He liked the stars and the planets as spiritual symbols, but that's very different from saying that he believed that they were in fact spiritually powerful,” Ward argued. “He did, however, have a belief in the symbolic value of the stars and planets. He did say that – as they were conceived by medieval astrology – he thought they were spiritual symbols of permanent value.”
The author also backs his claims with biblical references, citing in his book Genesis, Psalms 19 and Judges 20, among others.
"Throughout the Bible, there's this indication that the stars are not just matter – they're not just large balls of rock and gas blazing it out up there without any significance. They're important. They tell us something. We shouldn’t just disregard them," he said. _________________ ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ
"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
на котором можно найти подробности этой гипотезы.
Мне показалось интересным выложить краткое определение планет и книг, которое дает Вард:
"Планеты Нарнии"
Если Юпитер несет в себе «элемент каппа» или скрытый смысл книги «Лев, колдунья и платяной шкаф», каким образом можно соотнести значение остальных шести книг с шестью планетами средневековой космологии?
"Принц Каспиан": Марс. Марс известен как бог войны, а это и есть история о войне, о гражданской войне против узурпатора Короля Мираза. Марс менее известен как божество лесов и деревьев, Марс Сильванус (sylvan – лесной, лесистый), как его называли. Так, в книге постоянно используются лесные мотивы, а в финальной битве, первый и последний раз во всех Хрониках, появляются ожившие деревья. Рипичин – «боевая» мышь; Мираз отстаивает «воинственную линию поведения». Шахматная фигура, найденная в начале рассказа, естественно, оказывается рыцарем.
"Плавание «Покорителя Зари»": Солнце. Это история о путешествии к утренней заре. Аслан, направляясь к Люси, появляется из солнечного луча; он появляется в комнате тогда, когда она произносит заклинание, чтобы сделать невидимое видимым; он светится, как если бы его освещали солнечные лучи, хотя солнце, в действительности зашло за Остров Золотой Воды. Золото, естественно, солнечный металл. Убийство драконов на Острове Дракона взято из Гимна Аполлону, Гомера, в котором бог солнца Аполлон предстает Завроктоном, ящерицей-убийцей. (Сравните с Сауроном Толкиена)
"Серебряное кресло": Луна. Аслан появляется только в своей заоблачной стране, а знаки о нем хранятся ниже, в Нарнии, где воздух плотнее. Структура книги отражает большое лунное разделение между надлунной реальностью веры и подлунной реальностью смятения, существующее в средневековой космологии. Потерянный Принц Рилиан оказывается «лунатиком», привязанным к креслу, сделанному из лунного металла, серебра. Лошади заимствованы из Королевы Фей Спенсера, в которой кони тянули лунную колесницу.
"Конь и его мальчик": Меркурий. Прототипами персонажей Кор и Корин являются Кастор и Полидевк, всадник и могучий боец из Илиады Гомера, созвездием которых являются Близнецы, находящиеся в доме Меркурия. Шаста становится быстроногим вестником. Нарнийский владыка носит железный шлем с маленькими крылышками с обеих сторон, что явно указывает петаз, головной убор Меркурия.
"Племянник Чародея": Венера. Венера –планета плодородия, связанная с радостью, материнством, красотой, теплом и яблоневым садом Геспериды. Таким образом, эта история о рождении Нарнии и исцелении матери Дигори волшебным яблоком заимствована из Западного сада. Джадис представляет собой то, что Льюис называл «Инфернальной Венерой», анти-Венеру; ее характер основан на образе богини Иштар, которую особенно почитали в Ниневии. Вот, почему Джадис называет Чарн «великим городом», это аллюзия на Иона 1:2; 3:2.
"Последняя Битва": Сатурн. Аслан вовсе не появляется до момента смерти персонажей, что отражает характер Сатурна, планеты неожиданностей, вероломства и смерти. Алсан предстает здесь deus absconditus (лат. Незримый Бог), Богом, который появляется в безвыходных ситуациях. Отец Время с косой является мифологическим сатурнианским персонажем. В сохранившемся Нарнийском черновике Отец Время назван «Сатурном», однако Льюис позднее, перед публикацией, заменил его на «Отец Время», чтобы сохранить планетарные нити скрытыми.
— Майкл Вард _________________ Keep your wand at the ready!
Для тех, кому легче (интереснее, достовернее, приятнее и так далее) читать на английском:
Planets of Narnia
If Jupiter provides the “kappa element” or hidden meaning of The Lion, the Witch and the Wardrobe, how do the other six Chronicles relate to the other six planets of medieval cosmology?
Prince Caspian: Mars. Mars is famously the god of war and this is a war story, of a civil war to drive out the usurping King Miraz. Less famously, Mars is a god of woods and forests— Mars Silvanus, as he was known. Hence the continual use of arboreal imagery and the appearance of “silvans” at the final battle, who never appear in any other Chronicle. Reepicheep is a “martial” mouse; Miraz frets over his “martial policy.” The chesspiece found at the start of the story is, naturally, a knight.
The Voyage of the ‘Dawn Treader’: the Sun. This is a story about a journey towards the rising sun. Aslan flies out of the sunbeam towards Lucy as an albatross; he appears in the room when she utters the spell to make invisible things visible; he is seen shining as if in bright sunlight, though the sun has in fact gone in, on Goldwater Island. Gold, of course, is the sun’s metal. The killing of dragons on Dragon Island is drawn from Homer’s Hymn to Apollo, where the sun-god Apollo is Sauroctonus, the lizard-slayer. (Compare Tolkien’s villain, Sauron.)
The Silver Chair: the Moon. Aslan only appears in person in his own high country above the clouds and has to be remembered by way of signs and in dreams below in Narnia, where the air is thick. The structure of the book reflects the great lunar divide that existed in medieval cosmology between the translunary realm of certitude and the sublunary realm of confusion. The lost Prince Rilian is a “lunatic,” bound to a chair made out of the Moon’s metal, silver. The horses Coalblack and Snowflake are derived from the steeds that pull the Moon’s chariot in Spenser’s Faerie Queene.
The Horse and His Boy: Mercury. Cor and Corin are based on Castor and Pollux, the horseman and the mighty boxer of Homer’s Iliad and stellated as Gemini, The Twins, a constellation in the house of Mercury. As separated but then reunited identical twins, they represent “meeting selves, same but sundered,” as Lewis puts it in the lines about Mercury from “The Planets.” Shasta becomes a fleet-footed messenger. A Narnian lord wears a steel cap with little wings on either side of it, a clear reference to the petasus, Mercury’s hat.
The Magician’s Nephew: Venus. Venus is the fertile planet associated with laughter, motherhood, beauty, warmth, and the apple grove of the Hesperides. Hence this story of the birth of Narnia and the healing of Digory’s mother with a magic apple taken from the Western garden; hence also “the First Joke.” The wicked Jadis is what Lewis elsewhere called “Venus Infernal,” the anti-Venus; she is based on the goddess Ishtar, who was especially worshiped in Nineveh. That is why Jadis calls Charn “that great city,” an allusion to Jonah 1:2; 3:2.
The Last Battle: Saturn. Aslan does not appear at all until all the characters are dead, reflecting the nature of Saturn, the planet of (apparent) ill-chance and treachery and death. Aslan is here the deus absconditus, the God who is felt only in abandonment. Father Time with his scythe is a mythological character based on Saturn. In a surviving Narnian typescript, Father Time is named “Saturn,” but Lewis amended this to “Father Time” before publication in order to keep his planetary theme more carefully hidden.
— Michael Ward _________________ Keep your wand at the ready!
очень интересно! мне особенно интересно было узнать, потому что отлично знаю интерес Льюиса к планетам из его Космической трилогии,
кому интересно, советую почитать.
Фантастика Клайва Стейплза Льюиса не совсем обычна. Фантастические миры открывались читателям и раньше, до Льюиса. В одной старинной шотландской легенде храбрый рыцарь попадал в подземное царство фей, влюблялся, как водится, в королеву и, возвратившись через семь дней домой, узнавал, что отсутствовал семь лет. В знаменитой новелле Вашингтона Ирвинга некий Рип ван Винкль общался с первыми американскими переселенцами, вернее, с их призраками, а, придя наутро в родной городок, не мог найти собственного дома, поскольку со дня его исчезновения минуло двадцать лет. Мир, полный удивительных встреч и событий, как бы соблазнял любопытного, а затем вырывал его из прежней жизни, вырывал безжалостно, навсегда.
У Льюиса все не так. В сказке «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф» девочка Люси проникает в чудесную страну Нарнию через старый шкаф, плутает по зимнему лесу, завтракает с фавном, волнуется, как бы ее не хватились. Но ее и не думают искать: ведь только что, буквально секунду назад, она была здесь в комнате! А в «Покорителе Зари» прямо говорится о важнейшей особенности нарнийского времени: «Даже проведя в этой стране сто лет, вы вернетесь в наш мир в ту самую минуту, в какую его покинули». У Льюиса мы снова попадаем в не изменившийся и совершенно узнаваемый мир, будто перед этим выскочили в тапочках на порог узнать погоду.
Никакого неуюта, ощущения покинутости, ничего похожего на горькое разочарование и гнетущее душу сиротство. Путешествовать по Нарнии можно бесконечно долго, иные успевают пройти там путь от обыкновенных нарнийцев до королей... Какое это счастье — годами странствовать по морям и океанам, а потом обнаружить, что дома за это не влетит! Больше того — там ждет радость невероятного открытия: не мир изменился, но мы стали другими!
Да и странно было бы не стать другими. Там, в волшебной стране, учатся снимать заклятия, смеют противоречить хитрым и коварным взрослым, убегают из неволи (верхом на говорящей лошади), бьются на мечах.
В Нарнии все это приходится делать самим, учась и взрослея одновременно. Но ведь и страна эта меньше всего напоминает обжитую, теплую детскую.
Там нет - вот что удивительно! - почти ничего сказочного. Все реально, вещно, плотно.
Стоит заснуть с драконьими мыслями о корысти, о власти или честолюбии — и сам проснешься драконом. И бои там не шуточные. И оружие не такое, как в гофмановском «Щелкунчике», не из фольги. Запах сражения здесь кружит голову, бьет в ноздри, шерсть в разгар боя летит клочьями, ножи входят меж ребер «с хрустом», а после битвы меч оттягивает руку и чужая кровь струйкой ползет по рукоятке. И этот меч Льюис вкладывает в руку читателю и напутствует его перед боем. Неужели кто-то захочет в эту минуту покинуть Нарнию? Или разрешит себе спасительную мысль, что все это сказка?
У Г. К. Честертона, прямого предшественника и духовного наставника Льюиса, есть роман «Наполеон Ноттингхиллский». Там рассказывается о самом обычном жителе лондонского пригорода Ноттингхилл, который дерзко противостоит огромной армии, норовящей задавить его уютный родной пригород. Заметим: Честертон не сказку пишет, а роман. Роман о последнем рыцаре маленького городского уголка 19 века, сражающемся против натиска обезличенного (то есть цивилизованного) города века 20-го. У Льюиса вроде бы сказка, но, когда его герои выходят на битву, они ощущают себя героями романа. Может быть, точнее назвать сказки Льюиса «рыцарским романом 20 века»?
Самое чудесное в Нарнии — это она сама. Нарния рождается у нас на глазах из мрака и пустоты, из песни Льва по имени Аслан. Добрый Лев не может петь плохо, значит, и мир, им созданный, не знаком со злом. То самое яблоко, из-за которого в свое время был изгнан из рая род людской, здесь берет в руки мальчик и отдает Льву. Ребенок чище взрослого, а потому и сильнее. Однако не стоит умиляться: если злым силам не одолеть ребенка, то это еще не значит, что враг повержен. Наоборот, враг у Льюиса хитрее, коварнее, умеет забираться в души и поэтому особо опасен.
Сказки Льюиса не совсем детские. Скорее, они для старших детей, для тех, кто стоит на пороге отрочества и юности, периода мучительно трудного. Французский писатель Андре Жид посвятил ему роман «Фальшивомонетчики», где обнажил все без исключения соблазны переходного возраста. Его мальчишки блудят, отрекаются от отцов, играют в шантаж, с какой-то дивной легкостью впадают в цинизм. Приятнее всего им чувствовать нереальность происходящего, будто все, что с ними происходит,— фантазия автора, попросту говоря, вымысел. А раз вымысел — какая тут честь, какое достоинство, где уж здесь до ответственности! С них и взятки гладки. Через границу реальности они перешагивают с той же легкостью, с какой преступают грань морали.
Есть такие герои и в сказках Льюиса. Именно на них делают ставку злые силы — Белая Колдунья или хитроумный Обезьян Хитр. Они — законченные нравственные релятивисты и первостатейные снобы. «Удел наш высок, мы одиноки» — эту исполненную леденящей гордыни фразу повторяют и дядя Эндрю, и Королева Джедис. Дети же, оказавшись в Нарнии, сразу понимают: Фавн Тамнус добр и несчастен, Белая Колдунья зла и жестокосердна. Значит, Фавн — «за нас», а Колдунья — «против». Маленький (но многообещающий) лжец Эдмунд спрашивает: «Почему ты думаешь, что Фавн на той стороне, что надо, а Королева — нет?»
Нравственные ориентиры у него размыты. Он готов рассмотреть и другое соотношение добра и зла. Если из такой рухляди, как старый шкаф, можно попасть в волшебную страну, то почему добрый Фавн не может оказаться в стане жестокой Королевы (она же — Белая Колдунья)? В самом деле, даже привратник, охраняющий ледяной дворец, говорит Эдмунду: «Тебе повезло, избранник Королевы... а может быть, и не очень повезло». Вот где червоточина: стоит допустить это расплывчатое «может быть» — и Аслан, спасая жизнь маленькому негодяю, отдает себя на растерзание Колдунье.
А все потому, что волшебный шкаф для Эдмунда только рухлядь и реальный мир скучен, тосклив, уныл. Зато как здорово у Королевы — даже рахат-лукум коробками раздают. Совсем иначе для других детей: мир кажется им удивительным и здесь, и там. Разве обыкновенная шуба, висящая в шкафу, на ощупь менее прекрасна, чем шерсть фавна? Надо только уметь видеть! И тогда окажется, что шуба мягка, как фавн, а доброта радостна, как Аслан, и мир наш так же волшебен, как Нарния. И вообще, ведь сказочна не Нарния, а граница, отделяющая нас от нее... Сказочный и реальный едины и одинаково чудесны, только холодные умники не видят этого. Попробуйте откажитесь от этой мысли — и краски поблекнут, мир станет серым и будничным, и мы уподобимся Эдмунду, бросающему вокруг снисходительные взгляды. Чтобы вывести нас из этой высокой меланхолии, понадобятся сильнодействующие средства, и нам будет все равно, от кого их получать, лишь бы — коробками. Вот тогда все смешается: добро окажется холодным, как лед, а зло — приятным, как рахат-лукум. Ничего удивительного, все может статься...
Нет, возражает Льюис, не все. Есть вещи, говорит один из его героев, которые человеку не вынести. Льюис требует снисходительности, и сам никогда не позволяет себе жестокости ни к читателю, ни к герою. Он не учит доброте (как Диккенс), он просто добр.
И самое важное, что он делает, — помогает распознать добро, отличить его от серого и тусклого зла. Взгляните, какие яркие краски: Аслан — ослепительно-золотой, Нарния — сочно-зеленая, всегда весенняя, будто ее рисовал ребенок. Посмотрите на войско Аслана: единорог, кентавры, орлы, леопарды... Перед нами словно ожившая средневековая геральдика, пиршество красок и форм. И в противоположность ей — мрачная готика зла: грязно-коричневые «промежуточные» миры или скользкий, неопределенно-серый, точно сошедший с гравюры, гигантский осьминог. Наконец, тьма, жуткий Тёмный Остров — настоящая «черная дыра», поглощающая свет и время, цвет и радость.
Льюис помогает распознавать, но не более того. Ведь геральдика — не только герб, но и щит, точнее, герб на щите. Льюис вручает этот щит герою (да и читателю), а тот уже знает, что щит не только защищает его, но и сам нуждается в защите. Кто, как не читатель, отстоит эти живые краски, этих фантастических зверей, саму радость общения с Нарнией?! Трубят рога, звенят копья, стучат копыта боевых коней, и вооруженный сверкающим щитом с изображением Льва читатель — предводитель нарнийского войска — выходит на бой с силами мрака и тьмы...
И. Петровский _________________ Будь сердцем своим похож на цветущую сливу под снегом.
Зарегистрирован: May 07, 2007 Сообщения: 1996 Откуда: Мир Phartoris
Добавлено: Ср Июл 22, 2009 7:15 am Заголовок сообщения:
Olwen
Спасибо!
Чудесный, тёплый и интересный материал.
Мнение настоящего нарнийца.
Очень чувствуется, что автор – И. Петровский любит Нарнию не меньше, чем любой из нас, общающиеся на этом и не только на этом форуме.
Написано очень тепло и от души.
Можно давать читать тем, кто только знакомится с этим прекрасным Миром.
Зарегистрирован: Nov 30, 2005 Сообщения: 13969 Откуда: Москва.
Добавлено: Ср Июл 22, 2009 7:45 am Заголовок сообщения:
Софи_Корвус
Я запостил ссылку в тему, которая была в Замке и которая соответствует этой статье.
Впрочем, это не мешает создать и отдельную темку, - если надобность есть. _________________ ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ
"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Вы можете начинать темы Вы можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
Template->make_filename(): Error - file quick_reply.tpl does not exist