На Главной страничке уже была информация о профессоре Дэвине Брауне, руководителе Образовательного центра им. К.С.Льюиса при колледже Асбери (г. Уилмор, шт. Кентукки, США).
Господин Браун известен как талантливый исследователь творчества Мастера. Помимо книг "Inside Narnia: A Guide to Exploring The Lion, the Witch and the Wardrobe" (2005) и " Inside Prince Caspian" (2007), его перу принадлежит целый ряд статей и научных работ в этом направлении. Цель своей деятельности Д.Браун видит в раскрытии духовного смысла произведений К.С. Льюиса.
В Интернете представлены некоторые статьи профессора о Нарнии. Хочу предложить перевод одной из них. Несмотря на краткость и некоторую необычность стиля (это своего рода конспект книги Брауна "Inside Prince Caspian"), статья отражает глубокое понимание автором смысла "Хроник". Это так приятно, согласитесь.
Итак,...
Возвращение в Нарнию: что за ним стоит?
В книге «За кулисами "Принца Каспиана"» я попытался представить читателям детальный взгляд на вторую часть льюисовских «Хроник»*. Эта статья - краткий обзор ключевых моментов и идей «Принца Каспиана». Думаю, он окажется полезным для тех, кто пойдет на скорую премьеру одноименного фильма** или просто решит побеседовать о книге с друзьями.
На первых страницах «Принца Каспиана», когда Пэвенси только осознают, что очутились в Нарнии, нас не покидает чувство, что чего-то здесь не хватает. Прошлый раз, когда ребята проникли в Нарнию через платяной шкаф, эта страна вызывала у них чарующее чувство чего-то таинственного. Да, она была под властью Белой Колдуньи. Там стояла долгая зима без Рождества. Но это ощущение чудесного пробивалось сквозь все преграды, пробуждая благоговение перед этими заснеженными лесами, перед таинственным фонарем, да и перед многим другим, что было в Нарнии.
Теперь, "выдернутые" из нашего мира, ребята оказались в густом старом лесу, в котором нет ничего чудесного. Просто лес - такие можно найти и в нашем мире.
Ребята не ощущают этого нарнийского духа - и Люси даже спрашивает у Питера: "Ты думаешь, мы в самом деле в Нарнии?" Его ответ - "Мы могли оказаться где угодно" - доказывает сказанное чуть выше. Итак, магия Нарнии неощутима: она либо исчезла, либо чем-то подавлена.
Печать обыденности, отсутствия чудесного лежит на всем. Вот и Мираз, захвативший власть в Нарнии, совсем не "потусторонний" злодей – в отличие от той же Джадис. Этот потомок грубых флибустьеров - типичный диктатор. Не имея выдающихся личных качеств, он все же стремится к неограниченной власти. Подобных субъектов можно найти и здесь.
Как и его "двойники" в нашем мире, Мираз захватывает власть не в честной борьбе, а тайными, подлыми методами. Он методично устраняет возможных соперников и просто инакомыслящих. Кто-то умирает во сне, кто-то не возвращается с охоты, кто-то сам бежит прочь...
С виду Мираз проявляет заботу о племяннике - но лишь до тех пор, пока у него нет своего сына.
И наконец, показательна смерть Мираза. Если Колдунья гибнет в битве, то Мираза убивает собственный подданный, причем убивает подло, "из-за угла".
Нарния под гнетом Мираза влачит безрадостное, тяжкое существование. Поэтому в начале книги Льюис описывает эту страну в нарочито "приземленных" тонах, без всяких чудесностей. Так что задача ребят Пэвенси не только в том, чтобы вернуть трон принцу Каспиану. Столь же важно и другое - они должны помочь Нарнии стать прежней.
Но до этого они им предстоит многое узнать – в т.ч. о самом Каспиане, его побеге из замка и восстании нарнийцев. И что интересно! Каспиан всю жизнь хотел увидеть старых нарнийцев, принужденных скрываться от людей - гномов, говорящих зверей и других созданий. Чувства, испытанные им, когда это случилось - совершенно отличнаются от того, что пережили ребята Пэвенси. Они возвращаются в Нарнию, утратившую своё волшебство - он впервые в жизни окунается в её сказочную стихию.
В одном из своих эссе Льюис пишет: "Вы думаете, я пытаюсь очаровать вас? Может быть; но вспомните сказки вашего детства. Чары используются там для одурманивания столь же часто, как и для пробуждения от него. Нам нужны самые сильные средства, чтобы пробудить нас от злого очарования "мира сего", которое овладело душами в последние лет сто".
Льюис видит современную цивилизацию в тех же красках, которыми он изображает Нарнию в начале "Принца Каспиана". Это культура, которая усыплена "чарами" секулярного материализма. Наш прекрасный мир, похожий на Нарнию, утратил свою первозданную красоту. И мы, подобно четверке Пэвенси, призваны разрушить злые чары.
Итак, постепенно ребята понимают, что оказались именно в Нарнии, но прошли сотни лет, и Кэр-Параваль разрушен. Отыскав сокровищницу, они видят, что здесь все осталось на месте, но покрыто таким слоем пыли, что драгоценности почти нельзя различить… Несмотря на это, Люси, Сьюзен и Питер все же находят подарки Деда Мороза. И тут автор прерывает повествование, чтобы объяснить, почему Эдмунду нечего здесь искать - "Это случилось по его собственной вине, и об этом написано в другой книге".
Свобода - и в частности, свобода выбора, ответственность за последствия своих поступков - в "Хрониках Нарнии" Льюис раскрывает эти темы очень последовательно и серьезно. Более "мягкий" автор, пожалуй, не оставил бы Эдмунда без подарка - зачем же так строго?
Но Льюис намеренно возвращает читателей к предыдущей "Хронике". Он хочет, чтобы все вспомнили, почему Эдмунд лишился подарка Деда Мороза: он предал своих близких и отправился к Белой Колдунье. Да, Эдмунд раскаялся - и был прощен. Да, он сделал все, чтобы загладить свою вину, и даже чуть не пожертвовал жизнью в битве, когда бросился, чтобы сломать волшебную палочку Джадис. И все же он так и остается без подарка, подобного тем, которые получили его брат и сестры. До 8-й главы «Принца Каспиана» даже не упоминается, вооружен ли Эдмунд хотя бы обычным мечом.
Назавтра ребята встречают одного из самых симпатичных героев Льюиса - гнома Трампкина. Он благодарен им за избавления от солдат Мираза, но не может признать в Пэвенси Королей и Королев древности.
И это не частное мнение гнома. Питера впервые называют этим титулом лишь в 13-й главе "Верховный Король командует". Значит, он должен снова "дорасти" до своего былого звания, что-то изменить в себе. Причем этот рост, это развитие идет в реалистичной обстановке. Здесь - как и в нашем мире - приходится преодолевать трудности и принимать непростые решения.
Действительно, нельзя в одночасье стать великим Королем, главой народа. Это долгий и трудный процесс, и Льюис его тщательно прослеживает. Питеру, как и его преемникам в следующих «Хрониках», этот путь дается непросто - иногда они допускают бездействие, иногда - совершают ошибки. Поэтому, когда Питер в конце концов встречает Аслана (глава 11), то восклицает: "О, Аслан, я так рад. Я прошу прощения. Я вел их неправильно с самого начала". И Аслан не останавливает это чувство раскаяния.
Значительное место в книге отводится моменту, когда Трампкин рассказывает ребятам Пэвенси историю о юном принце Каспиане. Историю, смысл которой можно выразить в двух словах: познание и стремление. Принц постепенно узнает правду о Нарнии. Причем правда эта двояка – в ней есть и преступления дяди Мираза, и существование старых нарнийцев. Но чем больше Каспиан узнает о былых днях, тем сильнее он мечтает о них и стремится их вернуть.
Во вступлении к автобиографической книге "Настигнут Радостью", Льюис рассказывает о подобном стремлении, которое он сам пережил в детстве. Собственно, этому и посвящена книга: автор даже предупреждает, что "постарался написать уже первую главу так, чтобы читатели, которым подобное чтение противопоказано, поняли сразу, во что их втягивают, закрыли книгу и не тратили время понапрасну".
Итак, стремление к Радости как к чему-то высшему, к чему-то неведомому и прекрасному было основой и смыслом жизни самого Льюиса. Он даже затрудняется в точном определении и описании этого стремления и в конце концов именует его "Радостью". Но "Радость" эта - особая; она отличается от обычного чувства счастья или удовлетворения и становится центральной темой льюисовской автобиографии.
Пол Форд в своей книге "Вместе в Нарнию" (Companion to Narnia) утверждает, что "это чувство было одним из важнейших в жизни Льюиса". Понятие "Радость" использовалось им для выражения "особого жизненного опыта, который открывает нам двери иного мира".
Описывая стремление Пэвенси вернуться в Нарнию, Льюис хочет пробудить аналогичные чувства и у читателей. Чувства того, что этот мир - не наш настоящий дом. Подобное мы видим и на страницах "Просто христианства" - в знаменитом утверждении: "Если я нахожу в себе желание, которое ничто в этом мире не способно удовлетворить, это, вероятнее всего, объясняется тем, что я создан для другого мира."
Наконец, в "Принце Каспиане" Льюис раскрывает два великих убеждения христианства. Во-первых, веру в свободу человека. В то, что каждый сам выбирает жизненный путь. Следование ложным идеалам лишает этот путь всякой радости и очарования, делая его мелким, угрюмым, исполненным бессмысленной борьбы за первенство – но ответственность за это лежит на нас. Яркий пример - Белая Колдунья из ЛКПШ, одиноко живущая в своем замке - без друзей, без радости. В "Принце Каспиане" подобное унылое существование влачит Мираз.
А второе убеждение - что «правильная», т.е. основанная на верных ценностях жизнь, вопреки расхожим мнениям, - отнюдь не беспросветная серость. Только она и открывает дверь в мир настоящих приключений. Да, эта дорога трудна и опасна, но именно она ведет к настоящему Счастью, полноте Радости, Дружбы и Любви.
Иногда люди спрашивают: почему "ПК", да и остальные "Хроники" остались столь популярны спустя полвека с их первой публикации? Можно ответить так – потому что эти книги очень нужны. Ведь они напоминают нам о глубоких истинах, на которых основана жизнь этого мира.
___________
* Автор имеет в виду последовательность написания Льюисом «Хроник». Действительно, «ПК» был 2-й книгой.
весьма проницательное эссе,
особенно понравились рассуждения над Радостью, хотя я до сих пор не вполне понимаю, что Льюис вкладывает в это слово.
Спасибо!
Зарегистрирован: Oct 05, 2008 Сообщения: 991 Откуда: Минск
Добавлено: Ср Окт 28, 2009 12:54 am Заголовок сообщения:
Спасибо и вам, я рад, что понравилось. Думаю перевести еще несколько статей Д.Брауна.
Кстати, список его работ находится здесь
Цитата:
особенно понравились рассуждения над Радостью, хотя я до сих пор не вполне понимаю, что Льюис вкладывает в это слово.
Да, это понятие особое, вряд ли можно описать. А если можно - то лучше самого Льюиса никто это не сделает. Вы читали "Настигнут Радостью?" Вот ссылка _________________ За Нарнию! За Аслана!
Зарегистрирован: Nov 30, 2005 Сообщения: 13944 Откуда: Москва.
Добавлено: Ср Окт 28, 2009 1:16 am Заголовок сообщения:
Всем привет!
Ставлю на обсуждение вопрос о том, чтобы закрыть эту тему и продолжить обсуждение данного материала (Очень интересного!) в темке, которая как раз и создана для обсуждение статей разных авторов о Хрониках, - вот, посмотрите:
http://narnianews.ru/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=591
Знамо дело, мы в той темке дадим ссылку на эту тему.
А то разнобой получается.
Если в течениие недели ответа на этот пост не будет, - решение приму сам.
_________________ ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ
"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Зарегистрирован: Oct 05, 2008 Сообщения: 991 Откуда: Минск
Добавлено: Чт Окт 29, 2009 4:18 am Заголовок сообщения:
Сокол, спасибо!
Olwen, уже перевожу. Статья небольшая, но очень содержательная - на тему "Нарния для взрослых". Чем привлекают "Хроники" взрослых читателей? Думаю, что завтра выложу.
Цитата:
Ставлю на обсуждение вопрос о том, чтобы закрыть эту тему и продолжить обсуждение данного материала (Очень интересного!) в темке, которая как раз и создана для обсуждение статей разных авторов о Хрониках,
Сокол, Вы правы. Как это я не заметил тему?
Но с другой стороны, если все статьи собраны в одном месте - их сложнее обсуждать. Особенно если они были давно выложены. Может, выделить отдельный раздел под такие материалы, а в нем оформлять каждую статью как отдельную тему? Это ИМХО. _________________ За Нарнию! За Аслана!
Зарегистрирован: Nov 30, 2005 Сообщения: 13944 Откуда: Москва.
Добавлено: Чт Окт 29, 2009 4:49 am Заголовок сообщения:
Цитата:
Как это я не заметил тему?
Ivan
Бывает.
Цитата:
Но с другой стороны, если все статьи собраны в одном месте - их сложнее обсуждать. Особенно если они были давно выложены. Может, выделить отдельный раздел под такие материалы, а в нем оформлять каждую статью как отдельную тему?
Давайте сделаем так:
Если статей будет много (ну, относительно много) - можно будет создать для них отдельный подфорум, - это минутное дело.
Но, пока статей мало, давайте их, пока что, в одной темке обсуждать - так будет проще ориентироваться.
А когда придёт время для отдельной площадки для статей о Хрониках, - я с радостью сделаю Вас модератором.
Ну, так, что, - можно, я, эту темку закрою - с указанием ссылки на неё в теме обсуждения статей?
Если Вы против, я этого делать не буду, но в той теме ссылку таки дам. _________________ ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ
"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Зарегистрирован: Oct 05, 2008 Сообщения: 991 Откуда: Минск
Добавлено: Пт Окт 30, 2009 3:55 am Заголовок сообщения:
Цитата:
Ну, так, что, - можно, я, эту темку закрою - с указанием ссылки на неё в теме обсуждения статей?
Если Вы против, я этого делать не буду, но в той теме ссылку таки дам.
Cокол, нет не против.
Тогда здесь закрывайте, а вторую статью я в той теме и размещу. _________________ За Нарнию! За Аслана!
Вы можете начинать темы Вы можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
Template->make_filename(): Error - file quick_reply.tpl does not exist