Зарегистрирован: Nov 30, 2005 Сообщения: 13944 Откуда: Москва.
Добавлено: Вт Мар 27, 2012 4:21 pm Заголовок сообщения:
Pietro писал(а):
На территории не Турции, а северной Сирии. В древности здесь был крупный ассирийский город Хадату. Арслан-Таш более всего известен развалинами царского дворца Хадату и т.н. "амулетами из Арслан-Таш" (Arslan Tash amulets), обнаруженными в 1933 г. На одном из них изображён крылатый лев с головой человека, стоящий над демоном в образе волчицы с хвостом скорпиона.
Огромное спасибо за уточнение!
Я спросонья пост делал. _________________ ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ
"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Зарегистрирован: Feb 17, 2012 Сообщения: 158 Откуда: Москва
Добавлено: Ср Мар 28, 2012 2:28 am Заголовок сообщения:
Pietro писал(а):
Предполагается, что это защитный амулет против "царицы ночи" - Лилит, известной из шумерских, вавилонских и иудейских преданий. Интересно, что в библейской традиции Лилит представлялась также в образе онокентавра, то есть полуосла-получеловека (нижнее изображение на амулете похоже на осла). Сравните с Ташланом. Можно осторожно предположить, что Таш и Лилит у Льюиса - одно существо.
Хм хм... Ну, если учесть, что в Последней битве осла одевают в шкуру льва, - это может быть совсем не совпадением. Просто Мастер, видимо, очень глубоко восточную мифологию изучал, судя по многим произведениям. )) _________________ Любовь долго терпит, милосердствует, не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.
Зарегистрирован: Feb 22, 2013 Сообщения: 135 Откуда: Ростов-на-Дону
Добавлено: Вт Фев 26, 2013 12:21 am Заголовок сообщения:
Cокол писал(а):
Странник
А у меня, ещё с детства, сразу, почему-то, возникла параллель именно с чем-то исламским. Ну, внешний колорит: у Тисрока не кто-нибудь, а Великий Визирь, одежда (тюрбаны и прочее), оружие (ятаганы, например); ещё я обратил внимание на то, что пьют в Тархистане шербет, едят уж очень похоже на то, что принято есть у туркмен, к примеру; добавьте к этому "высокий тархистанский стиль" в разговоре, которым пользовались тарханы и тархины; ещё постоянное цитирование мудрецов и поэтов, как то: "Сильна, как смерть отцовская любовь, а сыновья дороже, чем алмазы" и т.п.; в общем, всё это вместе создаёт картинку, напоминающую то, что можно прочитать в серии книг "1001 ночь".
Дабавтье сюде еще минареты:
Цитата:
Между домами причудливо вились улочки, обсаженные лимонными и апельсиновыми деревьями, на крышах зеленели сады, повсюду пестрели и переливались арки, колоннады, шпили,минареты, балконы, плоские крыши.
("Конь и его мальчик" Глава четвёртая "Король и королева")
и постоянную оговорку "да живет он вечно" при упоминании Тисрока или других знатных особ (мусульмане говорят "мир ему")
Чтобы ни говорили, я однозначно воспринимаю Тархистан, как исламскую страну. Правда есть пара признаков, которые не вписываются в стройную картину: наличие статуй и многобожие, но уж очень это похоже на "запутывание следов", да и странно было бы если бы в другом мире была бы вера, совпадающая с исламом вплоть до мелочей.
Другое дело, что, на мой взгляд, нет в сказке однозначной характеристики тархистанцев, как служителей зла. Эмет - вполне себе симпатичный персонаж. То что они варварски обращались с говорящими животными и растениями - так они раньше с ними дела не имели. Для них это просто - деревья и животные, менталитет такой.
Меня сейчас осенило: денежная единица Тархистана - полумесяц. Думаете это случайно? При том, что в Нарнии - львы и дубы. Мастер как бы намекает: полумесяц для Тархистана имеет такое же значение, как лев для Нарнии.
Меня сейчас осенило: денежная единица Тархистана - полумесяц. Думаете это случайно? При том, что в Нарнии - львы и дубы. Мастер как бы намекает: полумесяц для Тархистана имеет такое же значение, как лев для Нарнии.
Полумесяц, как символ, гораздо древнее ислама. Между прочим, появляется он и в православии ("цата"), с совершенно иным смыслом.
В древнем Риме, а затем в Византии, "лунула" связывалась с высшей властью. Она была довольно распространённым символом. Появлялась она и на монетах. Вот, например, римский денарий новозаветных времён:
Зарегистрирован: Nov 30, 2005 Сообщения: 13944 Откуда: Москва.
Добавлено: Ср Фев 27, 2013 1:36 am Заголовок сообщения:
Тараторка
Несколько слов до кучи к тому, что уже сказал предыдущий оратор:
Параллелей с Исламом (при всём том, что есть бросающиеся в глаза фитюльки) - нету, - если говорить о религии, а не об одежде, о еде, о "высоком тархистанском стиле", - поскольку как раз религиозная составляющая (или как там правильно сие называется) - совершенно Исламу не соответствует. Ислам - единобожен. Без вариантов. Без оговорок. А в Тархистане - многобожие. Кроме Таш, есть, например, богиня тьмы и девства, Зардинах, под предлогом прощания с которой Аравита смогла из дому смотаться. А после замужества (если бы таковое состоялось), Аравита попала бы под власть других богов. Однако это я, так... Из соколиного занудства. Не надо птичку ощипывать... _________________ ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ
"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Да я не спорю, что ислам единобожен, и с религиоведческой точки зрения в Тархистане - язычество... С другой стороны, и в христианстве львам вроде бы не поклоняются...
Что-то у меня нехорошее ощущение надвигающейся грозы... Вообще не скрою, есть у меня одна черта характера, я немного вредный, да и тема здесь затронута щекотливая. Попытаюсь предельно четко сформулировать свою мысль:
1) В культурном плане Тархистан лично мне напоминает исламскую страну гораздо больше, чем какую-либо другую.
2) В религиозном плане - там язычество, с этим не поспоришь, и поставить знак равенства Таш=Аллах нельзя. С другой стороны, а так ли это важно? Главное, что Таш - это не Аслан.
3) Роль Таш в Хрониках. Вот тут сложно. В "Последней битве" открытым текстом сказано, что Таш - антипод Аслана. Но тут возникает вопрос: почему Аслан отправил царевича Рабадаша не куда-нибудь, а именно в храм Таш?
4) Есть у меня вообще крамольная мысль, что демон из ПБ - этакий фантомас, может надеть любую маску и назваться любым именем. В том конкретном случае ему было удобно принять облик главного божества тархистанцев и присвоить его (точнее - ее) имя. А статуя в храме - это... статуя, и не более того. Как и все язычники, тархистанцы поклоняются бездушному камню.
5) И вот еще что. Я не считаю ляпом то, что в ПЧ и ЛКПШ антипод Аслан - Джэдис, а в ПБ - другое существо. Мастер имел полное право на такой расклад, ведь он собирался пересказывать Библию. В конце концов у зла нет сущности, так почему оно непременно должно сосредотачиваться в одной персоне?
1) В культурном плане Тархистан лично мне напоминает исламскую страну гораздо больше, чем какую-либо другую.
Он напоминает восточную страну, а не исламскую. Хотя я лично не вижу смысла во всём искать земные аналоги. Нарния - не калька Земли.
Тем не менее, если всё-таки говорить о близких аналогах, то мне лично на ум приходят страны Ближнего Востока в библейские времена - главные противники ветхозаветных евреев.
Цитата:
2) В религиозном плане - там язычество, с этим не поспоришь, и поставить знак равенства Таш=Аллах нельзя. С другой стороны, а так ли это важно? Главное, что Таш - это не Аслан.
Мне кажется, для такого вывода совершенно необязательно было всё это писать. Достаточно прочитать "Хроники Нарнии".
Цитата:
3) Роль Таш в Хрониках. Вот тут сложно. В "Последней битве" открытым текстом сказано, что Таш - антипод Аслана. Но тут возникает вопрос: почему Аслан отправил царевича Рабадаша не куда-нибудь, а именно в храм Таш?
См. выше. Что Таш - противник Аслана, не нуждается в проговаривании. Думаю, это очевидно всем присутствующим. Кроме того замечу, что даже в языческих религиях есть верховное божество (божества). То, что у тархистанцев в этом качестве выступает Таш, не делает их религию похожей на Ислам.
Цитата:
4) Есть у меня вообще крамольная мысль, что демон из ПБ - этакий фантомас, может надеть любую маску и назваться любым именем. В том конкретном случае ему было удобно принять облик главного божества тархистанцев и присвоить его (точнее - ее) имя. А статуя в храме - это... статуя, и не более того.
Мысль интересная, но она не подтверждается текстом. А гипотеза без опоры на первоисточник называется фантазией.
Цитата:
Как и все язычники, тархистанцы поклоняются бездушному камню.
Для Льюиса, как для христианина, было вполне очевидно, что тархистанцы, как и все язычники, поклоняются не камню, а бесу.
Цитата:
5) И вот еще что. Я не считаю ляпом то, что в ПЧ и ЛКПШ антипод Аслан - Джэдис, а в ПБ - другое существо. Мастер имел полное право на такой расклад, ведь он собирался пересказывать Библию. В конце концов у зла нет сущности, так почему оно непременно должно сосредотачиваться в одной персоне?
Для Льюиса, как для христианина, было вполне очевидно, что тархистанцы, как и все язычники, поклоняются не камню, а бесу.
Ну, собственно, в сказке "Последняя Битва" у Таш вполне чёткое и ясное определение - демон.
Иными словами, природа у Таш - духовная. _________________ ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ
"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
В таком случае вообще не понятно, почему Аслан велит Рабадашу идти в храм Таш. Получается он его к бесу отправляет.
Аслан Рабадаша вовсе не "к бесу" отправил, а просто сказал, когда и где он, Рабадаш, вновь обретёт человеческий облик и на каких условиях будет в нём оставаться. Что делать, если принародно что-то серьёзное, судьбоносное, в Тархистане совершить можно, разве что, в храме Таш. Иначе Рабадаш стал бы человеком где-нить в недрах дворца Тисрока и выставлено было бы всё так, что, типа, никакого превращения в осла и не было. Кого-то - казнили бы, кому-то вырезали язык. И вся любовь. А уж если превращение было возможным только в конкретном месте, только принародно, только в конкретный день, - тут уж никакие отмазки гнилые (пусть и в высоком тархистанском стиле) - не прокатят. Полагаю, Аслан сделал и рассчитал всё очень верно. В конце концов, Рабадаш был вполне заслуженно Миротворцем назван, что, правда не мешало за глаза называть его Вислоухим, но это уже совсем другая история. _________________ ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ
"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Вы можете начинать темы Вы можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
Template->make_filename(): Error - file quick_reply.tpl does not exist