· Главная
  · Прислать новость
  · Лучшее
  · Архив новостей
  · О проекте и авторах
  · Работа
  · Написать нам
  · Рекомендовать нас
  · ЧАВО
  · Поиск
  · Ссылки


  · Лев, Колдунья и Ко
  · Актеры
  · Команда
  · Интервью
  · Ваши Рецензии



  · Как читать?
  · Биографии героев



  · Биография
  · История Хроник
  · Льюис и Инклинги



  · Скачать!
  · Галерея
  · Опросы
  · Narnia Icons


  · Форум сайта
  · Дневники



235 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.







Хроники Нарнии - NarniaNews.Ru :: Просмотр темы - Гарри Поттер и его критика
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ГруппыГруппы   ПрофильПрофиль   ВходВход 

Гарри Поттер и его критика
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 5, 6, 7 ... 13, 14, 15  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Хроники Нарнии - NarniaNews.Ru -> Культура
Предыдущая тема :: Следующая тема  

Вредно ли чтение ГП?
Да, это пропаганда чёрной магии и др.
16%
 16%  [ 10 ]
Нет, всю критику считаю необоснованной
37%
 37%  [ 23 ]
Наоборот, полезно! Там много мудрых идей
31%
 31%  [ 19 ]
Ещё не решил (а) для себя
14%
 14%  [ 9 ]
Всего проголосовало : 61

Автор Сообщение
Bianor
Кентавр


Зарегистрирован: Dec 18, 2005
Сообщения: 418

СообщениеДобавлено: Вт Авг 23, 2011 9:48 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Плохо, когда чувство симпатии к какому-то произведению или автору достигает таких высот, что в дальнейшем любое мнение не совпадающее с личным, перестаёт вызывать какие-либо чувства, кроме неприязни. Впрочем, это личное дело каждого. Диалога не получилось.
DIXI
_________________
Via est vita


Последний раз редактировалось: Bianor (Ср Авг 24, 2011 1:13 am), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Cокол
Грозный Админ
Грозный Админ


Зарегистрирован: Nov 30, 2005
Сообщения: 13948
Откуда: Москва.

СообщениеДобавлено: Вт Авг 23, 2011 11:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Bianor писал(а):
Плохо, когда чувство симпатии к какому-то произведению или автору достигает таких высот, что в дальнейшем любое мнение не совпадающее с личным, перестаёт вызывать какие-либо чувства, кроме неприязни.


Ну, в данном случае, неприязни я никакой не заметил - говорю это и с точки зрения стороннего наблюдателя, и с точки зрения себя самого. Две форумчанки просто высказали своё личное мнение, на которое имеют, как и Вы, полное право. Например, у меня нет ну, ни малейшей неприязни ни к Вашей "зевоте", ни к сделанной Вами картинке. К слову сказать, я, поскольку тематикой ГП не занимаюсь, такую картинку впервые увидел. То, что ласточка видела (как я понял с её слов) что-то подобное раньше - честь ей и хвала, - значит она умеет внимательно следить за, минимум, двумя направлениями. Я, к примеру, слежу за нарнийскими делами, - да и то не всегда успеваю, - когда, например, готовился к выходу фильм ПЗ, мы буквально захлёбывались в информации - еле успевали новости на Главную страничку выкладывать + надо было и фильтрацию делать, ибо было много словесного мусора.
Что касается ГП, готов прочитать критику - с обоснованиями, - тем более, что Вы педагог по образованию.

Но! Хочу обратить Ваше внимание, что в этой теме обсуждаются книги, - для отзывов о фильмах у нас отдельная тема:
http://narnianews.ru/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=484

Как я понимаю, Вы смотрели фильм, а не читали книгу.
Так что, - по фильму, - пожалуйста, критикуйте, - обоснованная критика - полезна.
Поскольку я лично пересмотрел все фильмы о ГП, - готов дискутировать о любом из них.
_________________
ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ

"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Астрель
Старожил


Зарегистрирован: May 15, 2008
Сообщения: 788

СообщениеДобавлено: Ср Авг 24, 2011 12:40 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Плохо, когда чувство симпатии к какому-то произведению или автору достигает таких высот, что в дальнейшем любое мнение не совпадающее с личным, перестаёт вызывать какие-либо чувства, кроме неприязни. Впрочем, это личное дело каждого. Диалога не получилось.


Bianor, а это разве было приглашением к диалогу? Хм)) Глядя на Вашу работу, напрашивается только два вероятных варианта беседы:
а) О, здорово! Как Вы ловко отделали этих дурацких колдунов, гореть-им-в-аду! *thumbs up*
б) Ой, Вы правда считаете, что Гарри Поттер - это антихристианское произведение? Давайте я Вам расскажу, как сильно Вы ошибаетесь бла-бла-бла...

К сожалению, для а) я в собеседники не гожусь. К счастью, б) я уже переросла и понимаю, что переубеждать кого-то в чем-то занятие весьма неблагодарное.)

Если Вы можете предложить какое-то качественно иное направление беседы, то это просто замечательно.
Ну и, конечно, говорить о "Гарри Поттере" все-таки имеет смысл лишь по прочтении всех семи книг, а не после просмотра первого фильма. По сути, это одна очень большая книга в семи частях. Хотя, разумеется, достоинства и недостатки литературного плана можно выделить и после ознакомления с ГП и ФК. Но это так, техническая сторона...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Bianor
Кентавр


Зарегистрирован: Dec 18, 2005
Сообщения: 418

СообщениеДобавлено: Ср Авг 24, 2011 1:14 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Совсем позабыл о небольшой ремарке в предыдущем своём посте. Но, уже исправил это досадное недоразумение. Smile
_________________
Via est vita
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Cокол
Грозный Админ
Грозный Админ


Зарегистрирован: Nov 30, 2005
Сообщения: 13948
Откуда: Москва.

СообщениеДобавлено: Ср Авг 24, 2011 1:22 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Bianor писал(а):
Совсем позабыл о небольшой ремарке в предыдущем своём посте. Но, уже исправил это досадное недоразумение.


Ага. Ну, тогда совсем просто. Если Вы сказали

Bianor писал(а):
DIXI


- данный разговор можно смело заканчивать. Захотите поговорить, - велкам, а пока - до встречи в других темах.

Razz
_________________
ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ

"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Астрель
Старожил


Зарегистрирован: May 15, 2008
Сообщения: 788

СообщениеДобавлено: Ср Авг 24, 2011 1:55 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Bianor, да просто ни к чему было делать вид, что Вас интересует диалог. Вам просто хотелось высказать свое "фи", без конструктива и бесед. И ремарка это только подтвердила.
Сокол, вот теперь разговор, действительно, закрыт.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Angelinа
Спас принца Рилиана


Зарегистрирован: Jun 04, 2010
Сообщения: 1261

СообщениеДобавлено: Чт Авг 25, 2011 7:04 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну, правда, уже хватит Гаррика унижать... Нормальная книжка, достойная прочтения, я её люблю и уважаю. )))
_________________
Я ВЕРЮ. Но не в моих силах заставить других поверить или прозреть истину. Дамблдор "Гарри Поттер и Орден Феникса". Беда в том, что люди всегда хотят именно то, что для них наиболее губительно. Дамблдор "Гарри Поттер".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Cокол
Грозный Админ
Грозный Админ


Зарегистрирован: Nov 30, 2005
Сообщения: 13948
Откуда: Москва.

СообщениеДобавлено: Чт Авг 25, 2011 9:25 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Angelinа писал(а):
Ну, правда, уже хватит Гаррика унижать... Нормальная книжка, достойная прочтения, я её люблю и уважаю.


Проснулось милое дитя. Smile
Видите ли, в чём дело, - унижать и правда не надо ни ГП, ни других персонажей Поттерианы, ни автора этих книжек. Но сам формат этой темы предполагает, что тут не только ГП обсуждают, но и критикуют.
Другой вопрос, - ЧТО понимать под словом "критика".
Если человек говорит, что, типа, книжек о ГП не читал, но дома (в храме, в школе, на работе и так далее - нужное подчеркнуть) говорят это и это (не важно, хвалят, и ли ругают), - лично я такие, извиняюсь за выражение, "аргументы" не принимаю. У меня перья дыбом встают от "совкового" подхода, когда люди, как помесь попугаев и тупого стада баранов начинают повторять что-то за кем-то.
Вот, если человек прочитал ГП, ему не понравилось и он обоснованно пишет критический пост, - совсем другой разговор, совсем другое отношение.
В конце концов, ГП вовсе не должен поголовно всем нравится - и никакая книжка не должна.
Но когда начинает раздаваться откровенная бредятина, - мне становится грустно.

P.S.

Во имя Льва, - не надо цитировать то, что пишут ВКонтакте! Twisted Evil А то я знаю за Вами манеру - сходить в контактовские группы, начитаться там ахинеи - а потом возмущаться на форуме. Мне хватило выше бровей того, что Вы на детском форуме => пересказали. Evil or Very Mad Прошу прощения за этот посткриптум, но я уж решил подстраховаться - чисто на всякий случай, - не хочу видеть на этом форуме пересказы того, что пишут в контактовской виртуальной птихушке.
_________________
ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ

"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Angelinа
Спас принца Рилиана


Зарегистрирован: Jun 04, 2010
Сообщения: 1261

СообщениеДобавлено: Пт Авг 26, 2011 3:53 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Cокол писал(а):
Во имя Льва, - не надо цитировать то, что пишут ВКонтакте! Twisted Evil А то я знаю за Вами манеру - сходить в контактовские группы, начитаться там ахинеи - а потом возмущаться на форуме. Мне хватило выше бровей того, что Вы на детском форуме => пересказали. Evil or Very Mad Прошу прощения за этот посткриптум, но я уж решил подстраховаться - чисто на всякий случай, - не хочу видеть на этом форуме пересказы того, что пишут в контактовской виртуальной птихушке.


Да, это - я умею! Very Happy Very Happy Very Happy

Насчёт самого ГП вы правы, если мнение обоснованное, по прочтении книжки, - да, тут уж можно просто помолчать и уткнуться в тряпку, я лично "Сумерки" не переношу, а те, кто является фаном этого произведения, не очень любят ГП, но я молчу, ибо мне про ГП, ВК, или того хуже - Нарнию плохие отзывы слушать очень больно.

Что же касается меня лично, то я, как апостол Пётр отрекалась от ГП трижды до того, как вспоют петухи. Wink В детстве предпочитала Том и Джерри и прочие такие мультики. Но однажды, лет в девять, в гостях мне было ужасно скучно, но (Спасенье Льву) на полке помимо взрослых женских романов стояло четыре книжки о ГП и первую я читала весь вечер, начала читать вторую и, о Лев, вы были правы, заснула с "Тайной Комнатой" под щекой и всю ночь видела пейзажи Хогвартса, квиддич и алый, как кровь, Философский Камень.

Позже, ГП то нравился мне, то под влиянием чужих людей я очень резко к нему начинала относиться, но теперь, Слава Льву, всё по прежнему, и зимой очень приятно устроиться в кресле с чашкой какао, блюдечком с рахат-лукумом, и замотавшись в одеяло, хохотать над профессором Снейпом... Smile
_________________
Я ВЕРЮ. Но не в моих силах заставить других поверить или прозреть истину. Дамблдор "Гарри Поттер и Орден Феникса". Беда в том, что люди всегда хотят именно то, что для них наиболее губительно. Дамблдор "Гарри Поттер".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Cокол
Грозный Админ
Грозный Админ


Зарегистрирован: Nov 30, 2005
Сообщения: 13948
Откуда: Москва.

СообщениеДобавлено: Чт Сен 01, 2011 3:31 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Maria

Дублирую мой => пост на детском форуме, чтобы ссылка не затерялась.
Автор материала - диакон Андрей Кураев.
Надеюсь, Вы не будешь утверждать, что это не православное духовное лицо?
А => пишет он весьма толково.

Андрей Кураев писал(а):
Нет, не сказки Роулинг я защищаю. По прочтении подобных анти-роулинговских опусов мне кажется необходимым защитить честь своей родной Церкви – от имени которой говорят ложь и дурь.


********

Андрей Кураев - Гарри Потер в Церкви - Когда стыдно быть православным - 1

Это стыдно, когда видишь, что от имени веры твои единоверцы говорят глупости.
Нет, критическое отношение к «Гарри Поттеру» – не глупость. Просто, если уж читать эту книгу так, чтобы каждую строчку сказки сопоставлять с православным катехизисом, то пусть тогда такой аналитик и сам не выходит за рамки христианского учения и христианской этики.
Вот пример забвения христианских истин ради полемических нужд. В одной антипоттеровской статье упоминается сказка Урсулы ле Гуин «Волшебник Земноморья». И говорится: «среди предметов, которые изучались в школе волшебников, придуманной ле Гуин, была наука об истинных именах всех земных вещей и предметов, что давало неограниченную власть над ними тем, кто их знал. Гностические или нью-эйджеровские корни этого предмета очевидны»[101]. Странно, что монахиня не заметила библейских корней этого представления. Ведь идея о том, что знание имени есть получение власти над именуемым, встречается уже в библейском повествовании об Эдемском саде. Это ведь один из самых традиционных мотивов христианской книжности: nomina sunt omina («имена суть предзнаменования»).
Другая писательница, говоря о действительно печальной нынешней духовной «всеядности», зачем-то похулила Христа: «Получилась такая окрошка: Христа отождествляем с Абсолютом (прости, Господи!)»[102]. Но христианское богословие, исповедуя Христа Богом (Единым Богом), тем самым именно в Нем узнаёт Лик Абсолюта, и имя Абсолюта прилагает к Нему. Например – «Этот личный Абсолют вступает в отношения с человеческими личностями»[103].
С другой стороны, даже если ты решил, что книга вредная и с ней нужно вступить в полемику – врать в этой полемике все же не стоит.
Не надо врать, будто «мальчик-колдун Гарри Поттер борется со злом (священниками) с помощью магии и духов»[104]. Ну нет в этих книгах никаких христианских священников, тем более таких, с которыми борется Гарри.
Не надо врать, будто в этих сказках «Иисус представлен жалким слабаком, заслуживающим презрения»[105]. Иисус вообще не упоминается в этой сказке (разве что читатель сам может вспомнить о Том, Чье Рождество и Пасха все же празднуются в волшебной школе).
Не надо врать, будто «Алекс Кроули, мировой вождь сатанистов, высочайше оценил этот цикл повестей»[106]. Александр Кроули (Александр – христианское имя; в сатанизме он взял себе имя Алистер) действительно мировой вождь сатанистов. Но он умер в 1947 году – за 50 с лишним лет до появления этих книг.
Не надо врать, будто бессовестный Гарри радуется неудаче, произошедшей с учителем, который «ранее спас Гарри жизнь»[107].
Некая гречанкаЕлена Андрулаки написала гневную отповедь – от имени православной Церкви. Она уверяет, что уже во второй книге о Гарри Поттере «мы читаем о жертвоприношении животного, школьной кошки (которую, заметьте, зовут “госпожа Норрис”) и об одержимости маленькой ученицы, которая, теряя контроль над собой, душит петухов и нападает на все живое и мертвое в школе. Атмосфера все более напоминает триллер, тем более что все ученики каждую секунду подвержены опасности быть убитыми»[108].
Ну что тут сказать... 1) Кошка не была убита. Она была лишь парализована. В конце этого же тома она излечивается; 2) ее парализация не была жертвой, приносимой кому бы то ни было; вид ее парализованного тельца должен был напугать детей; 3) вообще люди не имели отношения к этому случаю: кошка оцепенела оттого, что в луже увидела отражение глаз василиска; 4) василиска выпустил на волю самый нехороший персонаж книги, а Гарри убил василиска и прогнал его хозяина… И как же из этого можно было сделать вывод, будто книжки про Гарри Поттера учат приносить кошек в жертву сатане?!
Верно, есть в этой книге[109] девочка, которая стала жертвой магии, «зомби». Но это событие оплакивает потом и она сама, а писательницей состояние «одержимости» оценивается как крайне негативное. Считать, что в этом сюжете есть проповедь сатанизма – все равно что видеть ее в евангельских рассказах об исцелении Христом бесноватых.
Верно, что «атмосфера все более напоминает триллер, тем более, что все ученики каждую секунду подвержены опасности быть убитыми». Но верно и то, что положительные герои противостоят этим ужасам, находят в себе смелость для борьбы. И побеждают.
Как-то даже неудобно пояснять гречанке, что в любой детской эпопее есть минута «катарсиса» – победа добра следует за, казалось бы, уже безнадежным триумфом сил зла. И все же – приходится напоминать ей этот термин греческой философии и драматургии, объясненный еще Аристотелем: катарсис есть очищение «путем сострадания и страха» (Поэтика 1449b28). Уж больно странная эта гречанка, которая умудрилась не узнать в сюжете с кошкой «римэйк» греческого мифа о Медузе Горгоне. Так что же – теперь и греческие мифы, в которых рассказывается о парализующем взгляде Медузы Горгоны, будем прятать от детей?
В тексте книги это менее заметно, а вот во второй серии фильма, снятой именно по второму тому сказки (это тот, что так впечатлил греческую Елену), замечательно именно быстрое чередование страшных и смешных эпизодов. Ребенок не успевает еще всерьез испугаться – а уже следует щадящая его психику развязка и шутка.
Конечно, легко давать советы – «Вообще в искусстве для детей должно быть как можно меньше ужасов, особенно снабженных физиологическими подробностями. Вспомните мнимую смерть Белоснежки или Спящей Красавицы, вспомните отрубленную голову богатыря, которую приставляли к туловищу и орошали живой водой. Где описание выпученных глаз и вывалившегося языка? Никакой патологоанатомии»[110]. Но этих советов не слышал Джек Лондон. И те поколения подростков, что, не послушав благочестивых женских советов, успели получить уроки мужества при чтении его рассказов…
Впрочем, тут трудно сказать: классические подростковые авторы не успели послушать советы наших педагогов, и потому так «лоханулись», или же эти педагоги в процессе своего воцерковления забыли, как выглядят детские сказки.
Ну что, казалось бы, может быть знакомее истории про «Золушку»? Тем более что именно «Золушку» наши критики противопоставляют «Гарри Поттеру»[111]. Но что же мы там читаем? Когда дело дошло до примерки туфельки – «Мать подала нож и говорит: А ты отруби большой палец; когда станешь королевой, все равно пешком ходить тебе не придется. Отрубила девушка палец, натянула с трудом туфельку, закусила губы от боли и вышла к королевичу. И взял он ее себе в невесты. Но надо было проезжать мимо могилы, а сидели там два голубка, и запели они: “Погляди-ка, посмотри, а башмак-то весь в крови…” Посмотрел королевич на ее ногу, видит – кровь из нее течет». Следующая сестра отрезала уже кусок своей пятки… А когда, наконец, принц нашел Золушку, то уже по дороге в церковь те самые голубки выклевали по глазу сестрам Золушки, а по дороге из церкви эти милые птички, ничего не делающие без повеления Золушки, окончательно ослепили ее сестриц[112]… Про «Отрубленную руку» Гауфа и «Эликсир сатаны» Гофмана я вообще молчу…
Так что лучше уж – «Гарри Поттер».
Тем более лучше, что в отличие от обычных «всевозрастных» сказок, в этом сериале с каждым томом взрослеют и персонажи, и читатели книжки. Так, самый мрачный – четвертый – том рассчитан уже не на 11-летних детей, а на 14-летних подростков. Эти уж сами кого угодно запугать могут…
А вот еще повод для испуга: «Стоит обратить внимание еще и на рассказ о “смене обличья”, которое сорок семь раз совершала любительница гореть на костре – Венделина. Это не что иное, как ненавязчивая попытка Джоан Роулинг приобщить читателей к вере в многократные перевоплощения – так называемую “реинкарнацию”. А ведь вера в реинкарнацию – одна из характерных черт “нью-эйджерства”»[113].
Что ж, обратим внимание… Но на сам авторский текст: Гарри Поттер пишет сочинение на тему «Был ли смысл в XIV веке сжигать ведьм?» В одном из своих пособий он читает: «В Средние века люди, в чьих жилах нет волшебной крови (маглы), очень боялись колдовства, но отличать настоящих ведьм и колдунов не умели. Иногда им все же удавалось поймать волшебника, но простецы не знали, что волшебникам огонь не страшен: они умели замораживать огонь и притворяться, что им очень больно. На самом же деле они испытывали не боль, а лишь приятное покалывание по всему телу и теплое дуновение воздуха. Так, Венделина Странная очень любила “гореть” на костре. И чтобы испытать это ни с чем не сравнимое удовольствие, сорок семь раз меняла обличье и предавала себя в руки маглов» [114].
Монахиня Евфимия увидела здесь проповедь реинкарнации. Мне же здесь видится избавление детей от страха перед «жуткой инквизицией», который навязывает светская школа. Если бы книга была задумана как антихристианская – уж об инквизиции и кострах в ней, наверно, говорилось бы не в такой мягкой интонации…
А реинкарнации здесь и близко нет. Ведь чтобы 47 раз реинкарнироваться, нужно прожить 47 жизней, каждую начиная с пеленок. Вряд ли Венделину каждый раз сжигали в детстве. Предположим, что при этом она ни разу не доживала до старости. Но даже если каждый раз ее казнили в совсем молодом, 20-летнем, возрасте, стоит умножить 20 на 47 – и получится, что Венделина всходила на костер в течение 940 лет… Но в европейской истории костры инквизиции просто не горели так долго: «охота на ведьм» пришлась на рубеж XVI-XVII столетий (и тут Роулинг неправа, относя эти события к средним векам)[115].
Сказка ясно говорит: Венделина «меняла обличье», а не «реинкарнировалась». Это обычная волшебная метаморфоза волшебной сказки. Уравняв волшебное превращение с реинкарнацией, монахиня Евфимия совершила ту же неосторожность, которую обычно совершают как раз нью-эйджеровские пропагандисты. Узрев в русской сказке волшебное превращение Иванушки в волка, они тут же торжествующе восклицают: смотрите – русский народ всегда верил в реинкарнацию! А ведь это не так – ибо Иван не стал волчонком, а скинув волчью шкуру – не стал младенцем, а сразу же явился в облике жениха… (кстати, об этой русской сказке монахиня Евфимия напрочь забыла – ибо в ее восприятии любое сказочное превращение есть «болото оккультизма»[116], а не просто сказка, которая вообще немыслима без игры в невозможное).

Андрей Кураев - Гарри Потер в Церкви - Когда стыдно быть православным - 2

Я бы использовал эпизод с Венделиной как повод для того, чтобы рассказать ребятам о том, в чем неправда инквизиции, а в чем – неправда мифа об инквизиции…
Поспешно-предвзятое восприятие сказки являет себя даже на уровне подбора слов: при желании, конечно, можно увидеть в сказке «оккультную ложь»; я же предпочту сказать – «сказочный вымысел». Ложь тем и отличается от сказки, что сказка не старается выглядеть достоверной правдой, сказка честна в своем фантазерстве. А оккультная ложь врет с серьезным видом. Если критик не понимает этого различия между сказкой и теософским трактатом – то лучше вообще ему (ей) не вдаваться в духовно-литературоведческие инквизиции[117].
А вот самый яркий пример критический предвзятости: «Гарри отзывается о своей матери так: “Моя вульгарная мать-магла”. Страшно, что эти слова говорит сын, которого эта самая “вульгарная магла” спасла от смерти, пожертвововав собой»[118].
По-детски скажу: так нечестно. Если бы эти слова Гарри сказал в кругу подростков-друзей, то они были бы обычной подростковой подлостью. Но сказал он их во время смертельного поединка с врагом своим и своей матери. Этот мерзавец как раз был расистом, презирающим и ненавидящим «маглов» (людей-неволшебников). Гарри в ответной реплике по сути лишь цитирует его, опровергает своего оппонента, на секунду встав на его же позицию: ты ни во что ставишь «вульгарных», по твоему, маглов. Но отчего же ты тогда оказался бессилен перед моей матерью, столь презренной в твоих глазах (а отнюдь не в глазах самого Гарри). Не над матерью здесь издевка, а над врагом.
Представьте, что я слышу от некоего «западника» – «Русский народ никогда не был способен к рациональному мышлению, он ленив, бездарен и необразован». И в ответ на этот плевок, сдерживая ярость, говорю: «Вы, уважаемый оппонент, запамятовали, что именно этот неуч создал лучший танк второй мировой войны и первым создал космическую технику». Ну, честно ли будет на основании этого моего текста сказать, будто именно я считаю свой народ «бездарем и неучем»?
Вот два перевода этого текста: «– Никто не знает, почему ты, сражаясь со мной, слабеешь, – сказал Гарри. – Я ведь и сам себя не знаю. Мне ясно одно, почему ты не можешь меня убить. Моя мама отдала жизнь, чтобы спасти меня. Моя вульгарная мать-магла, – он дрожал от едва сдерживаемой ярости, – отвела от меня мою смерть. В прошлом году я видел тебя, твое истинное лицо. Ты развалина. Ты еле жив. Твоя сила обернулась против тебя»[119]. Или: «Никто не знает, почему ты потерял колдовские силы, когда пытался убить меня, – коротко ответил Гарри. – Я тоже не знаю. Но зато я знаю, почему ты не смог убить меня. Потому что моя мама отдала за меня свою жизнь. Моя обыкновенная, муглорождённая мама, – добавил он, дрожа от подавляемого гнева. – Она не дала тебе убить меня. А я видел тебя настоящего, в прошлом году. Ты – никуда не годная развалина. Ты чуть живой. Вот куда привели тебя твои колдовские силы».
Когда я встречаю у православных авторов такого рода подделки – я и сам «дрожу от едва сдерживаемой ярости». Потому что представляю себе ребенка, который читал сказку про Гарри, а потом ему дали такого рода антипоттеровскую статью. Сможет ли ребенок сказать, что просто «эта тетя» ошиблась, а не перенести свое вполне законное возмущение на все Православие как таковое?
Еще одна женщина, ставшая на путь борьбы с Гарри Поттером, ухитрилась извратить даже самую светлую страницу этой книги – «Гарри спас предсмертный сброс собственных магических возможностей в сторону мага-убийцы. Мать Гарри в свой смертный час не взывала к Богу. Она собрала всю свою ненависть, все свои угасающие колдовские силы и направила эту адскую смесь на защиту младенца»[120].
Вот где «фэнтэзи». Вот где «триллер». Вот где налицо психологическая травма. Ибо только контуженая душа, живущая в мире постоянных страхов, может так перетолковать текст Роулинг.
Вот все упоминания в этом тексте о смертном часе Лили Поттер (Гарри по крупицам вспоминает этот час, и потому его описания разбросаны по нескольким страницам): «Откуда-то издалека донесся жуткий, пронзительный вопль мольбы… Я слышу, как перед смертью кричит моя мама, умоляет пощадить меня. Если бы вы вот так услышали последние слова мамы, вы бы их навсегда запомнили… В голове эхом отдавались крики матери: “Только не Гарри! Только не Гарри! Пожалуйста, я сделаю все, что угодно…” – “Отойди… Отойди, девчонка…”»[121]. «А Волан-де-Морт шагнул к Лили Поттер, приказывая ей отойти в сторону, чтобы он мог убить Гарри… Она умоляла убить ее вместо ребенка, отказываясь оставить сына. И Волан-де-Морт убил и ее тоже, прежде чем направить волшебную палочку на Гарри». Сам убийца об этом говорит так: «Его мать погибла, пытаясь спасти его, и невольно дала ему защиту, которой, признаюсь, я не предусмотрел. Его мать оставила на нем след своей жертвы. Это очень древняя магия, и я должен был вспомнить…»[122]
Как видим, магические последствия произошли из вполне человеческого, жертвенного материнского порыва «невольно». Увидеть в предсмертной мысли Лили Поттер «адскую смесь» может лишь предельно испуганный и оттого дезориентированный человек (или человек, вообще не читавший книги, но тем не менее пишущий на нее погромные рецензии; в первом случае он достоин соболезнования, во втором – его поступок приходится характеризовать как неприличный)…
С каким же желанием осудить и испугаться нужно читать книжку, в которой раз за разом главный герой рискует собой, чтобы вызволить из беды своих друзей – и при этом сделать вывод: «Гарри и его друзья внеморальны»?[123]
Почему наши церковные пересуды и издания сегодня становятся школой злословия и ненависти, страха и осуждения? Почему все новое перетолковывается в возможно худшую сторону? Чем же мы отличаемся от староверов, которые в былые века обличали «никониан» даже в том, что «Нынешние россияне, подобно латинам, аптеки и гофшпитали имеют, и в них всякия мерзости употребляют и людей мертвых на уды, аки зверии дивии терзают»[124]?
Знакомясь с антипотерровскими трудами монахинь, вспомнил я о знаменитом петровском указе, запрещавшем монахам держать в кельях бумагу и чернила: «Монахам никаких по кельям писем, как выписок из книг, так и грамоток совестных без собственного бдения настоятеля под жестоким на теле наказанием никому не писать, чернил и бумаги не держать, кроме тех, которым собственно от настоятеля для общедуховной пользы позволится; и того над монахи прилежно надзирать, понеже ничто так монашеского безмолвия не разоряет, как суетные их и тщетные письма. А ежели которому брату случится настоящая письма потреба, и тому писать в трапезе из общей чернильницы и на бумаге общей за собственным настоятеля своего позволением, а самовольно того не дерзать под жестоким наказанием»[125]. Может, все же была толика целесообразности в этой петровской реформе?..
Неужели непонятно, что, увидев такого уровня полемику, увидев, чего боятся православные, люди перестанут вообще воспринимать какие бы то ни было предостережения из церковных уст: «вечно эти православные чего-то боятся: то переписи, то паспортов, то ИНН, то сказок!».
«Настоятель храма (он просил не упоминать его имя и приход) объяснил причину неприятия книги православными верующими: “Гарри Поттер – провозвестник Антихриста. Он готовит почву для того, кто придет подменить собой Христа! По Евангелию Иисус отверг искушения властью, хлебом и чудом, a Антихрист их обязательно примет. Чем орудует этот сказочный мальчишка? Власть – его волшебная палочка, хлеб – это его богатства, чудо – его волшебство, с помощью которого он овладевает душами наших детей. Видите? Все признаки налицо! Мы, служители Православия, приложим все силы для того, чтобы не допустить в трепетные сердца смиренных чад богомерзкое заграничное изобретение”»[126].
Не верю я, что священник мог говорить на таком жутком жаргоне. О «трепетных сердцах смиренных чад» настоящие, живые священники не говорят; так выражаются только герои газетных очерков на церковные темы.
А по сути – много же «предтеч антихриста» выстраивается! Все сказочные герои, которые держали в руках волшебные палочки – у всех у них, оказывается, «все признаки налицо»[127]!
Нет, не сказки Роулинг я защищаю. По прочтении подобных анти-роулинговских опусов мне кажется необходимым защитить честь своей родной Церкви – от имени которой говорят ложь и дурь. И неумностью своих протестов делают прекрасную рекламу хулимой ими сказке и приносят дополнительную прибыль ее издателям.
Вот диалог «поттероборца» с православным богословом С. Худиевым на интернет-форуме: «Пока что ни Вы, ни кто-либо из Ваших сторонников не изложили своей точки зрения: в чем же причины коллективного помешательства детей на ее книгах? – В том, что они дети. Я помню себя ребенком – мы каждые полгода на чем-нибудь помешивались. После фильма “про Робин Гуда” бегали с деревянными мечами (помню, мне набили пару синяков), после “мушкетеров” – вовсю дрались на шпагах (боюсь, что в масштабах страны даже выкололи один-два газа). “Поттеромания”, по крайней мере, не требует острых и тяжелых предметов. – К чему может привести “поттеромания” (игрушечная магия), как массовое явление, охватившее весь христианский мир? – Да ни к чему. К чему привела “робингудомания” или “мушкетеромания”? А вот к чему привела “поттерофобия”, уже видно – людей оттолкнули от Церкви, враги христианства ликуют и смакуют “ведьмоискательские” высказывания христиан… Существует интенсивная кампания по выставлению христиан агрессивными, неумными и недобросовестными людьми – это есть на самом деле. Существуют ценнейшие услуги, оказанные антихристианской пропаганде. За такие услуги надо награждать какой-нибудь вольтеровской премией... Все антихристианские сайты с криками радости цитируют антипоттеровские заявления христиан – ну мы же вам говорили, какие они, эти христиане»[128].
Открою маленькую тайну: летом 2002 года я предлагал издательству «Росмэн» (тому самому издательству, которое издает русские переводы «Гарри Потера») выпустить эту мою брошюрку. «Росмэн» отказался. Наверно, это оказалась не та церковная реакция, которую издатели сочли для себя интересной.
_________________
ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ

"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Cокол
Грозный Админ
Грозный Админ


Зарегистрирован: Nov 30, 2005
Сообщения: 13948
Откуда: Москва.

СообщениеДобавлено: Чт Сен 01, 2011 6:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Чисто так... Для общего сведения... У меня сегодня был с мамой разговор по поводу ГП (она хоть и не доктор философских наук и не профессор, как Андрей Кураев, но проработала в храмах более 40 лет - сколько себя помню - мама пела на клиросе - сперва в храме апостола Филиппа, что в Филипповском переулке, куда Дарья ходит, как выяснилось, а потом в храме Сретения Господня, что в Новой Деревне).
Мама книг о ГП не читала, но видела все фильмы о ГП, кроме последнего, седьмого.
Относится она к этим сказкам очень даже положительно.
Магия в историях о ГП мою маму совершенно не пугает и не напрягает.
По поводу "антипоттеровских опусов", которые встречаются в некоторых, извиняюсь за выражение, православнутых изданиях, относится, мягко говоря, критически.
_________________
ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН И БУДЬ ЧТО БУДЕТ

"...благородная смерть - это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его".
К.С. Льюис, "Последняя Битва".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Астрель
Старожил


Зарегистрирован: May 15, 2008
Сообщения: 788

СообщениеДобавлено: Чт Сен 01, 2011 7:31 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

По-моему, совершенно некорректно утверждать, что поттериана может склонить человека к занятиям реальной магией.
Ро - умная женщина, вся сотня заклинаний мира Поттера не несёт никакой внутренней нагрузки. Зачастую это просто переложение на латынь какого-то действия: зажечь свет - люмос, погасить свет - нокс. Все очень бытовое. А уж заклинание против дементоров вкупе с попыткой погрузиться в самое счастливое воспоминание в жизни - "Экспекто патронум! (Призываю защитника!) - так и вовсе чистое пособие по борьбе с депрессией, а не магия. Или вариант борьбы со страхом при помощи смеха... Я реально не понимаю, что здесь опасного или неверного.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Астрель
Старожил


Зарегистрирован: May 15, 2008
Сообщения: 788

СообщениеДобавлено: Чт Сен 01, 2011 7:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вообще я склонна думать, что, взрослея, люди начинают все усложнять и видеть опасность там, где ее нет. Допустим, я в детстве читала братьев Гримм с большим удовольствием, а нынче вот в ходу точка зрения, что они чересчур жестоки для детского восприятия. Допустим, раскалили туфли докрасна и заставили мачеху в них танцевать, пока она не умерла. Круто, да? Но, - почему-то, - всё равно я не вижу каких-то серьезных наездов на братьев Гримм. Хотя они достаточно дремучие вещи, в общем-то, писали. Но, опять же, в детстве я как-то на этом не заостряла внимание... И эти частности не определяли мое поведение.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Люcи
Старожил


Зарегистрирован: Jun 13, 2007
Сообщения: 520
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Сен 01, 2011 8:06 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А мне не повезло.
В ту самую первую и последнюю ночь, когда я читала ГП (пол одной книги), у меня умерла моя любимая бабушка... Поэтому, я к нему крайне негативно отношусь. Sad
А потом ещё (вернее до этого), парень, похожий на Поттера, сломал всю мою жизнь. Crying or Very sad И до ныне каждый раз когда я смотрю ГП по ТВ, случается что-нибудь НЕХОРОШЕЕ!! Так что так.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Астрель
Старожил


Зарегистрирован: May 15, 2008
Сообщения: 788

СообщениеДобавлено: Чт Сен 01, 2011 9:21 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Люси, это нормально, что негативное отношение переносится на все сопутствующие беде вещи - книги, фильмы, запахи и проч. Однако, все-таки надо осознавать, что это просто реакция психики и "Гарри Поттер" тут совсем не причем.
Ну про суеверия давно известный факт - во что веришь, то и сбывается. И что тут притягивает неприятности больше - какая-то примета или сам человек, который ожидает подвоха, еще непонятно. Поэтому лучше не перекладывать на книги и фильмы то невеселое, что в жизни происходит.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Хроники Нарнии - NarniaNews.Ru -> Культура Часовой пояс: GMT + 6
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 5, 6, 7 ... 13, 14, 15  След.
Страница 6 из 15

 
Перейти:  
Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Template->make_filename(): Error - file quick_reply.tpl does not exist