· Главная
  · Прислать новость
  · Лучшее
  · Архив новостей
  · О проекте и авторах
  · Работа
  · Написать нам
  · Рекомендовать нас
  · ЧАВО
  · Поиск
  · Ссылки


  · Лев, Колдунья и Ко
  · Актеры
  · Команда
  · Интервью
  · Ваши Рецензии



  · Как читать?
  · Биографии героев



  · Биография
  · История Хроник
  · Льюис и Инклинги



  · Скачать!
  · Галерея
  · Опросы
  · Narnia Icons


  · Форум сайта
  · Дневники



204 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.







Клайв Льюис.
Разместил 18/03/2012
На сайте detlit.info 01.04.2007 года была => опубликована очень интересная статья Ирины Репьёвой о К.С. Льюисе и его семи сказках, известных как "Хроники Нарнии". В статье собрано множество интересных фактов. Знатоки жизни К.С. Льюиса, возможно, и могли бы упрекнуть автора статьи в некоторых неточностях. Ну, к примеру, общеизвестно, что К.С. Льюису снились львы ДО того, как он засел за написание Хроник. Однако это - детали. Статья же написана очень хорошо, содержит массу полезной информации. Рекомендуем нашим читателям ознакомиться с ней.

Клайв Льюис.

Однажды в Татарстане мне удалось побывать на уроке литературы в пятом классе, посвящённом английскому сказочнику Клайву Льюису. Примерно десять лет назад мы впервые смогли прочесть на русском языке семь волшебных повестей - «Хроники Нарнии». Их написал друг Толкина. Льюис и автор «Хобитта» и «Властелина колец» => дружили! Судьбы их удивительно схожи. Но о Толкине я подробнее расскажу в следующий раз. Сегодня о Льюисе. Сказочники – интересные люди! Они опираются на архетипы своего народа, потому остро национальны, оригинальны, и, зачастую, благодаря своей яркой национальной физиономии, бывают гонимы обществом космополитов. Нечто подобное происходило с Клайвом Льюисом под конец его жизни. Но он - ещё и христианский писатель.

5 марта 1961 года Клайв сообщал в письме своей маленькой читательнице Энн:

«Вся история Нарнии говорит о Христе. Иными словами я спрашивал себя: «А что, если бы на самом деле существовал мир, подобный Нарнии, и он пошел бы по неверному пути (как это случилось с нашим миром)? Что бы произошло, если бы Христос пришел спасти тот мир (как Он спас наш)»? Эти истории служат моим ответом. Я рассуждал, что поскольку Нарния является миром говорящих животных, то Он тоже станет Говорящим Животным, подобно тому, как Он стал человеком в нашем мире. Я изобразил Его львом, потому что: а) лев считается царем зверей; б) в Библии Христос называется «львом из колена иудина»…»

Льюис проделал небывалый дотоле эксперимент! Представьте себе: первая повесть «Хроник», «Племянник чародея» (Автор статьи, очевидно, исходит из хронологии чтения, а не из порядка написания. Примечание Администрации сайта.), виделась ему как история о «сотворении мира и о том, как зло проникло в Нарнию» - своего рода волшебный рай! Вторая повесть серии хроники - «Лев, колдунья и платяной шкаф» - история «о распятии и воскресении». Тема опасная. Потому что библейский материал дается в руки не каждому. Евангельские цитаты могут выпирать из слабого текста, подобно острым костям, разрывая тонкую материю повествования. Или перевешивать замысел автора, подчеркивая его легкомыслие и глупую самоуверенность.
А «Принц Каспиан»? Как осмелился Льюис демонстрировать детям механизм «восстановления истинной религии на месте искаженной»?! «Конь и его мальчик» повествует «об обращении язычника». «Путешествие на Край Света» «посвящено духовной жизни». «Серебряное кресло» - о постоянной войне света против сил тьмы. Заключительная повесть «Хроник» - «о пришествии Антихриста (Обезьяны), конце света и последнем суде». Так Льюис объяснял свои замыслы той маленькой девочке Энн. Но гармоничная природа его семи повестей такова, что, ни назови его кто-то и когда-то «христианским писателем», трудно было бы прийти к этому выводу самостоятельно. Просто его герои всегда ставились им в ситуацию нравственного выбора. Но ведь мы все и всю жизнь вынуждены выбирать. Находился в таком же положении и сам Льюис. И тут интересно проследить за тем, что именно привело его к сказке.
 
В этом году Льюису исполняется сто пять лет. Но мы представим себе начало века и маленький дом среди Антримских холмов на побережье Белтфастского залива. Дом, который так и назывался – «Маленькая лужайка». Прекрасная традиция – давать домам, словно людям, собственные имена! Чердак этого дома потом перекочует в первую повесть «Хроник». Семилетний Клайв забирался туда вместе со старшим братом и в тишине и полумраке рассказывал ему свои первые истории про кроликов и мышей. Ему, как и всем мальчикам того времени, хотелось, конечно, вырезать и склеивать из картона средневековые замки, но у него от рождения не было сустава на большом пальце – это не позволяло удержать ножницы. Так что впервые звери, которых он перенесет потом в Нарнию, заговорили с ним на этом чердаке. Более того, Клайв и сам «превратился» в собаку. Собачья кличка – Джекси, которую он дал себе, сохранится за ним на всю жизнь. (Речь идёт о книге "Boxen", о которой мы уже => рассказывали. Примечание Администрации сайта).

Второй уголок, в котором он будет часто мечтать, - чудесный сад. Клайв слепил его из кусочков мха, веточек и цветов. Сад этот настолько войдет в его сознание и память, что, став взрослым, Клайв признается, что в этом крошечном и самодельном саду состоялась его «первая встреча с прекрасным».

Наконец, третье условие, которое позволило ему стать в будущем «рыцарем» - защитником слова, наряду с Толкином – профессором английского языка, посвятившим себя сравнительной лингвистике. Книги в доме Льюисов лежали повсюду. Глава семьи был удачливым, хотя и не богатым адвокатом. Мать получила университетское образование. Книги любили оба, страсть эту передали детям и ещё – они все любили друг друга.
И когда Флора Льюис внезапно умерла от рака, десятилетний Клайв навсегда потерял спокойствие первой, защищенной, поры детства, перейдя в стойкое состояние тревоги и близкой опасности. Он опишет его в сказочной повести «Племянник чародея», рассказывая о мальчике Дигори.

Школьные годы, явившиеся после этого, Льюис тоже запомнит как время, в котором не было радости. Отец вынужден был отправить братьев в маленький недорогой пансион, в котором жило всего девять учеников. И старый директор самолично порол здесь провинившихся. Это было место не для мальчиков, любивших сказки, сады и рыцарские романы. Их унижали, недокармливали, умучивали математикой – «царицей всех наук», считая, что она дисциплинирует ум будущих воинов. Когда Клайв вырастет, он назовет эту школу «настоящим концлагерем». Только ночь с её мягкими фантазиями, шумом ветра и Луной его и утешала. В темноте не были видны удручающие серые туманы, сужающие мир. Холод в спальне и классных комнатах был таким, что стал в представлении будущего автора «Хроник Нарнии» синонимом ада, и тоже будет описан в одной из повестей, как «морозное молчание» нарнийской зимы, забывшей после грехопадения человека горячее золото рая. Всё шло в копилку наблюдений. И, что очень важно для большого писателя, причудливые фантазии замешивались на реализме.
Как ни гордился старый директор своим пансионом с уклоном в арифметику, он разорился. Отец мальчиков, узнав о перенесённых ими страданиях, в раскаянии отправил их в школу «получше». Но там была распространена дедовщина, с которой, к слову, столкнется и их ровесник Толкин, правда, в другой школе. «Держи его!» - то и дело слышалось на переменах. Клайву повезло только в том, что он встретил тут прекрасного учителя литературы. Однако относительная безнадзорность делала своё дело: подростками братья втянулись в курение. Когда же им пришлось уйти и из этой школы, им опять повезло: братья Льюисы встретили добрую школьную воспитательницу. Правда, она занималась спиритизмом, вовлекла в свои сеансы учеников, и после Клайв скажет о ней, что она начисто разрушила в нем все зачатки веры в христианского Бога, любить которого научила когда-то мама.
К пятнадцати годам юноша превращался в пессимиста! «Всё выйдет именно так, как тебе не хочется. То, что нужно выпрямить – согнется, то, что пытаешься согнуть обязательно выпрямиться». Так Клайв пришел к «зрелым размышлениям», что если бы Бог действительно создал наш мир, как утверждает Библия, этот мир не был бы столь порочным, каким мы его видим. Возраст юности Клайв встретил щеголем и снобом, влюбился в учительницу танцев, но на душе было не ладно. Хотелось другой жизни, о которой, впрочем, не было четких представлений. Словно Клайв разучился сочинять «истории». Чтобы творить в эти годы, нужно было оттолкнуться от сильных и оригинальных впечатлений, а их не было. Лишь незадолго до окончания школы Клайву попался в руки литературный журнал, и в нем он увидел иллюстрации к древней скандинавской саге о Зигфриде. «Мир перевернулся», скажет Льюис. От иллюстраций художника Артура Рекхема он потянется к четырем операм Вагнера на ту же тему. Он был захвачен стихией природы «настоящего севера». Примерно то самое же происходит в это время и с Толкином. Если Клайв и Толкин становились рыцарями слова, то старший брат Клайва, Уоррен, не отличавшийся никакими особенными талантами, превращался в рыцаря брата младшего. И это тоже было вполне в рамках кодекса чести рыцарей с островов старой Англии. Уоррен не пожалел денег и купил Клайву издание с репродукциями Рекхема. И тогда Клайв разразился большой поэмой о Зигфриде. Хорошие мальчики всегда мечтают о подвигах. Дурные? Преимущественно о развлечениях. А ведь Клайв просто ненавидел уроки физкультуры! Его однажды даже выпороли за это в колледже, вступительные экзамены в который, кстати, он, больной, с высокой температурой, сдавал… В постели. И порка так его унизила, что он буквально слёг под гнётом комплекса неполноценности. И в этом колледже царила дедовщина. Какое дело было другим студентам до того, что перевод Льюисом Горация отмечен директором! Он чистил старшим форму и готовил им чай, то и дело отвлекаясь от любимого дела – изучения истории литературы. «Уставал как ломовая лошадь!», - писал Клайв близким и прятался от недругов в библиотеке колледжа. К счастью, он познакомился здесь и с другими мальчиками, которые тоже зачитывались скандинавскими, кельтскими, греческими и римскими мифами. Но по прочтении этих книг Льюис сделал для себя неутешительный вывод: жизнь на планете Земля во все времена была жесткой. И в этом мире не было уже места другим мифам – упоительным хотя бы для души - евангельским.
Тринадцать недель, проведённых в колледже, так потрясли пятнадцатилетнего Клайва, что он написал письмо отцу и брату, умоляя их забрать его отсюда. Клайву казалось, что в скором времени он погибнет в этом мире, столь враждебном его высокой нежности. Если бы он знал, что ему предстоит вскоре пройти окопы и минные поля Первой Мировой!.. И он выдержит это страшное испытание! Но отец понял его правильно: надо брать задачу по силам. Он забрал Клайва домой. А потом отправил его к своему другу – пенсионеру, с тем, чтобы тот подготовил Клайва для поступления в Оксфорд – любимое место Толкина.
Как хорошо иметь возле себя хотя бы две любящие тебя души – отца и брата! Это уже само по себе дающее силы утешение! Дома он опять бродил по желто-зеленым полям, которым предстояло стать пейзажами Нарнии. К Льюису возвращались радостные сочные черты рая. И здесь, по соседству, он нашёл мальчика, любившего Зигфрида и Сида. Их было тогда не мало, мальчиков – нежных мечтателей. И вскоре именно им предстояло стать под ружье Европы, тонуть в окопах, залитых водой, под тяжестью ранцев, и умирать от малярии и отравляющих газов. Крысы прыгали по окопам и объедали лица павших солдат. «Я погибну в вашей войне, если потребуется, но до этого момента я буду жить своей жизнью. Вы можете распоряжаться моим телом, но не разумом», - так разрешил Льюис ту страшную нравственную задачку. Увильнуть ли от службы, струсив, но сохранив себя для науки и писательства, или отправиться на Западный фронт во Францию, выполняя честный солдатский долг. Он выбрал войну, потому что уважал свою любовь к Зигфриду. Так же поступил и Толкин.
На фронте Клайв встретил огромное число людей науки и литераторов, одетых в форму. Они были рады общению с ним, давали ему часть своего знания и христианской веры, а потом погибали. За четыре года Европа потеряла восемь миллионов молодых и зрелых мужчин. Многим казалось, что такое безумие больше никогда не повторится. А Льюис сознательно приближался к вере в Бога, полагая, что только память о Нём может предотвратить бессмысленную бойню в будущем.
Пройдя испытание подвигом, Льюис понимал, что теперь должен пройти ещё одно. На фронте он поклялся своего другу Педди Муру, что если тот погибнет, забота о матери и сестре Педди перейдут на Клайва. Вернее, Джека, потому что Льюис всё ещё носил это «собачье» имя. Педди погиб, и, вернувшись с фронта, Клайв поселился в одном домике с миссис Мур и её дочерью, которые существовали теперь на его студенческую стипендию.
Он называл эту полуграмотную женщину своей мамой и рассказывал брату, что именно она заставила его спуститься на «землю и начать работать своими руками». Он содержал её до 1953 года, не только заменяя в доме служанку, но и место главы семейства, зарабатывая на хлеб переводами. Какое мужество в военную и мирную пору жизни! Не прояви его Льюис, чтобы мы думали сегодня о его христианском проповедничестве?
Хоть он и разрывался на части между работой и учёбой, он блестяще завершил образование в Оксфорде и там же нашел работу преподавателя английской литературы и философии. (О научной деятельности К.С. Льюиса мы уже => рассказывали. Примечание Администрации сайта.)
Когда отец умер, Клайв и Уоррен, к тому времени служивший офицером английской армии в северном Китае, встретились в «Маленькой лужайке». Приняв наследство, они договорились зарыть сундук с игрушками детства в огороде. «И как же из этих чучел и фарфоровых статуэток получался у нас с тобой целый мир?» - спросил брата Клайв. Какие –то смутные сказочные образы бродили в то время в его душе, мешаясь со страшными тенями воспоминаний о прошедшей войне. К тому времени он уже познакомился с Толкином и принял его предложение – вступить в кружок «Инклингов» - «неких искателей истины, барахтающихся в чернилах». Толкин тогда вытаскивал из своей чернильницы первые образы фентези «Сильмариллиона». И однажды он => сказал Льюису нечто вроде того, что «смерть Христа может изменить всех верующих в Него». В тот вечер Льюис внезапно ощутил волнение, которое никогда не переживал раньше. Со спины у него потекли струйки воды. Ему показалось, будто бы Сам Бог приблизился к нему. Некоторое время это ощущение повторялось у него из вечера в вечер. Уоррен уже стал сознательным христианином. И вот как-то раз, отправившись с младшим братом в зоосад, он начал разговор о вере, который завершил долгий и медленный переход Клайва в англиканскую Церковь. И только после этого смутные фантазии Клайва обрели внезапно план и четкие очертания.
В 1938 году вышла первая часть его космической трилогии «За пределами безмолвной планеты», о которой Лондонская «Таймс» написала, что книга приводит читателей к осознанию своей греховности перед Богом и всеми живущими. От написания «Трактата о страдании» он переходил к «Размышлениям о псалмах». Льюис превращался в восторженного проповедника, начинавшего каждый свой день в половине шестого утра с чтения Библии и молитвы. Его словно прорвало. Но до «Хроник Нарнии» было ещё далеко.
Когда началась новая Мировая война, Льюис записался в ополчение. Он понимал эту войну уже несколько иначе, чем первую. Тогда битва и гибель людей казались ему абсолютно бессмысленными. Но теперь он понимал её как ещё одно сражение в бесконечной цепи битв между вселенскими силами добра и зла. Его проповеди, смешные и трогательные одновременно, которые он называл «От беса к бесу», зазвучали по радио и перед солдатами, поднимая их воинский дух. Уоррен к тому времени начал сдаваться. Периодически уходил в запой. Сознание не выдерживало событий последней войны. Но Клайв… Посреди страшной битвы задумал книгу для детей. Так и не создавший к тому времени семьи, потому что по-прежнему жил с матерью погибшего солдата Педди, считая её своей семьей, привыкший к аскетизму, почти бедности, к тому, что раздавал свои небольшие деньги чужим людям горстями, он потянулся к встрече с маленькими беженцами Европы, уже увидевшими смерть и жадно желавшими жить. Но закончил первую повесть «Хроник» только к 1948 году. Её героями стали четверо эвакуированных детей. Один из мальчиков предал друзей, и вот, чтобы искупить его вину, великий Лев Аслан идет на смерть. Но Каменный Стол, на котором он был убит, раскалывается, и Лев оживает. Теперь львы Льюису то и дело снились. Но Толкину повесть не понравилась. Она показалась ему ненатуральным салатом, в котором намешено много такого, что кажется экзотическим и неузнаваемым нашими вкусами. А детям книга понравилась. От неё шёл приятный ветерок вечности. В ней не было места смерти.
В образе хозяйственной Бобрихи угадывалась мать Педди, миссис Мур. Бедный Педди! В шестидесятых годах, когда миссис Мур уже не будет на свете, на его родную сестру Морин свалится богатое наследство в виде… Шотландского баронетства! Не всё складывается в этом мире к худшему.
Женитьба пожилого Клайва на больной женщине Джой Дэвидман, ради того, чтобы она получила «вид на жительство» – особая страница жизни Льюиса. Об этой связи, перешедшей в возвышенную любовь, написана пьеса и снят => фильм. Энтони Хопкинс играет Клайва, Джой – Дебора Уингер. Сегодня в Северной Ирландии, откуда родом Льюис, проводятся экскурсии по местам, связанным с его именем. В седьмой повести «Хроник» - «Последняя битва» - Льюис ещё раз доказывает силою своих чувств и надежд, что земная жизнь человека имеет продолжение. «А то, что случилось дальше, было так прекрасно, что писать об этом я не могу». Сказочники не умирают.

Ирина Репьёва.

01.04.2007.

"Учительская газета". Отдел социальных проблем. Факультатив.

 
Логин
n
Логин

Пароль

Не зарегистрировались? Вы можете сделать это, нажав здесь. Когда Вы зарегистрируетесь, Вы получите полный доступ ко всем разделам сайта.

Связанные ссылки
n
· Больше про Все о Клайве Стейплзе Льюисе
· Новость от Cokol


Самая читаемая статья: Все о Клайве Стейплзе Льюисе:
Соединённые духом и любовью.


Рейтинг статьи
n
Средняя оценка: 5
Ответов: 2


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


опции
n

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу


Связанные темы

Хроники Нарнии

"Клайв Льюис." | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.
    Сегодня


Логин

Пароль

Не зарегистрировались? Вы можете сделать это, нажав здесь. Когда Вы зарегистрируетесь, Вы получите полный доступ ко всем разделам сайта.






n




Добро пожаловать, Гость
Логин
Пароль
(Регистр)
Зарегистрировались:
Последний: suiyuanba
Сегодня: 0
Вчера: 0
Всего: 2570

Посетителей онлайн:
Гостей: 204
Членов: 0
Всего: 204


Понравился ли Вам фильм "Покоритель Зари"?

Да! Мой восторг не знает границ!
Да, понравился.
Да. Но могли бы снять и получше.
Нормальное фентезийное кино, не более того.
Фильм так себе, но игра некоторых актёров радует.
Мне всё равно. Просто актёров этих люблю.
Не готов ответить - надо пересмотреть фильм.
Не понравился. Но детям, понравиться может.
Нет, не понравился.
Фильм отвратительный, жалею о деньгах и времени.



Результаты
Другие опросы

Ответов: 3100
Комментариев: 4


Сегодня новых статей еще не было.



Архивы Средиземья

Гарри Поттер для русских

Powered by PHP-Nuke

The Narnia Fansite.Com

The One Lion

HP Christmas

Lib.Ru

PozitiF.com

добавить/еще?



Купить на Озоне

The Chronicles of Narnia (3 disc set) Narnia DVD

Хроники Нарнии - Аудио CD Аудио CD

Хроники Нарнии Хроники Нарнии

Пока мы лиц не обрели Пока мы лиц
не обрели

Дж. Р. Р. Толкин. Хоббит, или Туда и обратно. К. С. Льюис. Племянник Чародея. Л. Ф. Баум. Страна Оз Сборник романов

искать еще



дискламер | контакты | рекомендовать | наполнение © 2004-2007 NarniaNews.RU | дизайн © 2005-2007 FiniteIncantatem.Networks

You can syndicate our news using the file backend.php or ultramode.txt
PHP-Nuke Copyright © 2006 by Francisco Burzi. This is free software, and you may redistribute it under the GPL. PHP-Nuke comes with absolutely no warranty, for details, see the license.
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com
Открытие страницы: 0.08 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com