Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.
Биография Полин Бэйнс Разместил 04/10/2012
9 сентября исполнилось 90 лет со дня рождения выдающейся художницы Полин Бэйнс. Мы уже рассказывали про её творческое наследие, которое отнюдь не ограничивается замечательными иллюстрациями к "Хроникам Нарнии". Имеется и соответствующая тема на форуме, которая регулярно пополняется новыми произведениями П. Бэйнс.
А сейчас предлагаем вашему вниманию полноценную биографию художницы, содержащую немало интересных и ранее почти неизвестных фактов её жизни. Думаем, она будет вам интересна (нажмите на подробнее, чтобы прочесть)
Выражаем искреннюю благодарность Pietro за помощь в подготовке этой публикации.
Биография Полин Бэйнс
Полин Диана Бэйнс родилась 9 сентября 1922 в Хоуве, Восточный Суссекс {в восточном Суссексе}. Её самые ранние воспоминания связаны с жизнью в Индии: отец работал в г. Агре специальным уполномоченным Индийской гражданской службы1. Лето семья проводила на горной станции2 Муссури в североиндийском штате Уттаракханд, пейзажи и звуки которого не утратили для Полин своей яркости и через 80 лет.
Но такая жизнь закончилась после того, как мать Полин, в нарушение тогдашних традиций, самолично отправила дочерей в школу в Англии. Оставив супруга (и написав ему, что отныне он "свободен поступать, как ему угодно"), она вернулась с дочерьми на родину. Пока длился учебный год, она жила у друзей, а на каникулах снимала для себя и детей номера в швейцарских гостиницах.
К сожалению, ни забота матери, ни компания любимой старшей сестры, Анджелы, не избавили Полин от горестных переживаний. Потом всю жизнь её преследовали воспоминания о горе внезапной разлуки с няней-индуской (и с любимой обезьянкой, которая была обучена завтракать за столом со всеми). Не забывалось и полное слёз путешествие в Англию. За приездом последовала попытка учиться в школе при женском монастыре. Там строгие, малосимпатичные монахини высмеивали диковинное воображение Полин, её вычурную одежду ручной работы и способность говорить на хинди. Она успокоилась, лишь когда узнала, что её испытания были подобны невзгодам, которые перенёс Редьярд Киплинг - писатель, произведения которого приводили её в восторг.
Затем Полин провела год в Бьюфронтской школе-интернате для девочек (Кемберли, гр. Суррей). Там её любимым предметом стало рисование, "потому что это было легко", как она однажды выразилась. Но потом её жизнь резко изменилась к лучшему: в возрасте 15 лет она провела два семестра в Фарнхэмской школе искусств, изучая композицию и рисование - прежде, чем отправиться вслед за сестрой в лондонскую Школу изящных искусств Слейд, а потом - в Оксфорд. С самого начала она знала, что будет иллюстрировать детские книги.
Правда, позже художница признавалась, что время, проведенное в Слейд, она потратила впустую "на кофе и званые вечера" и уехала оттуда без какой-либо квалификации. Но у неё был врожденный талант, готовность учиться и совершенствоваться, а ещё - доверие к собственному вдохновению. На творческий рост Полин повлияли, по её словам, "во-первых, моя замечательная старшая сестра", а также ряд художников, чьи работы стали для неё предметом восхищения и изучения: Эдмунд Дулэк, Рекс Уистлер, Артур Рэкхэм, Гюстав Доре, иллюстраторы журнала "Панч" (the Punch) Р.С. Шеррифс и Э.Х. Шепард (ставший позже другом и наставником для Полин Бэйнс), а также подлинный гений графики - французский иллюстратор Жак-Мари-Гастон Онфрэ де Бревиль, который помечал свои работы псевдонимом-акронимом "Иов".
В 1940, после когда вспыхнула Вторая мировая, "Женская добровольная служба" (Woman's Voluntary Service) отправила обеих сестёр Бэйнс работать ассистентами у создателей макетов для Королевского опытно-исследовательского и учебного центра по разработке и применению маскировочных средств (Royal Engineers' Camouflage Development and Training Centre), который базировался в замке г. Фарнхэма. Позже их привлекли к созданию географических и морских операционных карт для нужд Адмиралтейства, располагавшегося в Бате.
Среди коллег Полин был Пауэлл Перри, семья которого владела фирмой, издававшей иллюстрированные детские книги. Благодаря его помощи, Бэйнс получила свой первый гонорар - за иллюстрации к книге "Вопросительный знак" (Question Mark). К сожалению, ни одного экземпляра этого издания до сих пор не найдено.
В 1942 Бэйнс чертила морские карты для Адмиралтейского Гидрографического Департамента в Бате, а заодно иллюстрировала детские книги. На сей раз её заказчиком выступало издательство журнала "Сельская жизнь" (Country Life). Дебютное произведение Бэйнс, для которого она стала и автором, и иллюстратором, называлось "Виктория и Золотая Птица" (Victoria and the Golden Bird). Оно увидело свет в 1948 г. Тогда же произошло событие, которое в итоге окончательно утвердило профессиональную репутацию художницы: её работы, представленные издательству "George Allen & Unwin", показали Дж.Р.Р. Толкину, создателю "Хоббита".
К тому времени Толкин завершил "Фермера Джайлза из Хэма" - исполненную юмора новеллу о драконах и рыцарских приключениях, действие которой происходило в вымышленную эпоху, стилизованную под средневековье. Но писатель был неудовлетворён работами художника, выбранного в качестве иллюстратора. Тут ему попались на глаза рисунки Бэйнс - и в итоге она получила этот заказ, создав серию выразительных иллюстраций, которые остроумно воспроизводили вид и стиль средневековых рукописей. Бэйнс смогла в такой полноте постичь сущность повести Толкина, что он сказал, что её рисунки "…больше чем иллюстрации, это сопутствующая тема". Он также с удовольствием повторял слова своих друзей, что благодаря этим иллюстрациям его текст теперь сводится просто-напросто к подписям под картинками3.
Впоследствии Бэйнс проиллюстрирует много средневековых сюжетов. В этих работах отразится неутомимое стремление художницы достоверно воспроизвести исторические костюмы и архитектуру, а также её желание восстановить на рисунке саму "ткань" повседневного бытия тех времен. Величайшим её достижением в этом жанре стала серия из почти 600 иллюстраций, украсивших страницы "Словаря Рыцарства" Гранта Юдена (1968). Работа над ними заняла у Бэйнс два года и была по достоинству оценена Медалью Кейт Гринуэй4.
"Фермер Джайлз" Толкина положил начало долгой дружбе писателя и художницы. Результатом их сотрудничества стали последующие книги Толкина, украшенные рисунками Бэйнс: "Приключения Тома Бомбадила" и "Кузнец из Большого Вуттона". Уже после смерти автора она проиллюстрировала "Лист Ниггля" и "Последнюю песню Бильбо".
Одно время Толкин выражал надежду, что Бэйнс займётся и "Властелином колец". Но книга превратилась в гигантский проект, и это не позволило реализовать задумку. Впрочем, художница создала для толкиновской эпопеи безукоризненно прорисованные и изящно раскрашенные карты земель, по которым, согласно авторскому замыслу, путешествовали Бильбо и Фродо Бэггинсы. Она же оформила футляр для трёх томов "Властелина колец", позже эта работа была использована для создания обложки первого однотомного издания книги в мягкой обложке - неотъемлемого атрибута поколения 60-х - с его ностальгическим пейзажем Средиземья, который виднеется как бы через дверной проем или арку, образованную жёлтыми деревьями.
Это сотрудничество с Толкином впоследствии привело художницу к работе над иллюстрациями к семи детским сказкам, написанных другом Толкина - К.С. Льюисом - и вышедших в свет в 1950-1956 гг. Это "Лев, Колдунья и Платяной Шкаф", "Принц Каспиан", "Покоритель зари" "Серебряное Кресло", "Конь и его мальчик", "Племянник Чародея" и "Последняя Битва".
Бэйнс несколько раз возвращалась к этим произведениям. Она создала широко известные обложки для "Хроник", выпущенных издательством "Puffin Books". За ними последовали новые серии цветных иллюстраций для книг: "The Land of Narnia" (1989), крупноформатного издания "Льва, Колдуньи и Платяного Шкафа" (1991) и для вышедшей три года спустя, "Книги нарнийцев" (A Book of Narnians). Затем, в 1998 г., она превратила все свои оригинальные графические иллюстрации к семи "Хроникам" в изящные акварели. Они были призваны удовлетворить запросы нового поколения читателей, для которых черно-белой графики было уже недостаточно.
"Встречалась с К.С. Льюисом, он пришел в гости. Испекла печенье". Именно так в дневнике Бэйнс зафиксирована одна из всего лишь двух её встреч с писателем, чьи произведения она проиллюстрировала так замечательно, что всё её творчество теперь ассоциируется с "Хрониками". Отношения между Льюисом и художницей были искренними и профессиональными, но без той глубины и привязанности, которая была характерна для дружбы Бэйнс и Толкина. Однако, для читателей её иллюстрации были и остались неотъемлемой частью вселенной по имени Нарния. Причём на это не повлияли даже недавние масштабные экранизации "Хроник".
В 1961 г. Бэйнс встретила Фрица Гаша, бывшего немецкого военнопленного, который работал продавцом корма для собак. Скоротечный роман увенчался счастливым браком. Фриц познакомился с Толкином и его издателем Шепардом, позже опубликовавшим военные мемуары Гаша. Внезапная смерть мужа в 1988 г. глубоко потрясла Бэйнс, но она погружается в работу и именно в этот период создаёт некоторые из своих самых совершенных произведений.
Через два года у Полин Бэйнс состоялся неожиданный разговор по телефону с дочерью Ф. Гаша от первого, довоенного брака. После падения "железного занавеса" его дочь узнала, что отец остался в Англии и женился. Она так и не повидала его, но была рада, что смогла отыскать женщину, которая его любила. Вот так, уже в старости Полин Бэйнс узнала, что у неё была настоящая семья. "Это было для меня словно чудесное возвращение через платяной шкаф", - говорила она.
Она продолжала работать каждый день за своим столом у окна, с видом на сад, созданным руками её покойного мужа, где и был развеян его прах. Стол художницы был усыпан полупустыми тюбиками краски, порядком изношенными кисточками и исписанными карандашами. В комнате играла музыка Генделя, а собаки Полин, включая её третьего по счету ротвейлера (все они носили кличку Берта!) лежали у её ног.
Полин умерла в августе 2008 г., так и не окончив несколько проектов, среди которых было богато иллюстрированное издание Корана. Также она создала примерно половину из задуманной серии очень красочных иллюстраций к басням Эзопа. Полин Бэйнс остается одним из величайших иллюстраторов двадцатого века. ____________ Прим. перев.
1 Индийская гражданская служба (Indian Civil Service, ICS) - элитное правительственное учреждение в период колонизации. Было создано британским правительством согласно "Акту о лучшем управлении Индией" от 1858 г. Служба стала стержнем британского правления, осуществляя административные функции вместо Ост-Индской компании, скомпрометировавшей себя во время восстания сипаев 1857 г.
2 Термин "горная станция" использовался британскими колонизаторами в Азии (реже в Африке) для обозначения поселения, используемого ими в качестве убежища от летней жары. В Индии, как правило, они строились британской армией, лишь некоторые были созданы индийскими правителями в качестве места отдыха или летней резидеции. После обретения Индией независимости многие горные станции остались популярными летними курортами.
3 Из письма Дж.Р.Р.Толкина в издательство "Аллен энд Анвин", 16 марта 1949 г. Цитируется по изд.: Толкин Дж.Р.Р. Письма / пер. с англ. С. Лихачевой. М., 2004.
4Медаль Кейт Гринуэй (Kate Greenaway Medal) - британская премия лучшему иллюстратору детской книги. Она вручается в июле за книги изданные в течение года.